Информационные технологии при разработке управленческих решений в сфере торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Целью курсовой работы является попытка выявить роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений.
Задачи. Для решения поставленной цели решались задачи:
- рассмотреть информационные системы и технологии как интрументов формирования управленческих решений;
- изучить роль автоматизации при принятии управленческих решений
- провести анализ применения компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений.

Содержание

Введение
Информационные процессы в управлении организацией
Информационные системы и технологии как инструмент формирования управленческих решений
Основные технические и программные средства, используемые при разработке и реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг
Принципы построения и стратегия разработки автоматизированных информационных систем
Интеллектуальные информационные системы
Автоматизированные информационные системы
Практика использования новых информационных технологий при разработке управленческих решений в сфере торговли и услуг

Заключение
Использованные источники

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ШЕПЕЛЬ.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

    Представленные  выше требования к АРМ могут быть реализованы при помощи выбора технических, отвечающего требованиям АРМ.

    Следовательно, для автоматизированной системы  управления информационными процессами, с целью автоматизации сбора и обработки данных, необходимо выбрать технические средства, удовлетворяющие функциональным требованиям АРМ.

    Среди технических средств, используемых при разработке и реализации управленческих решений в сфере торговли и  услуг, можно выделить:

    • Городская телефонная линия.
    • Высокоскоростное подключение к сети Интернет.
    • Принтер.
    • Сканер.
    • Факс.
    • Телефон и др.

    Если  в качестве технической базы (технического обеспечения) автоматизированного  рабочего места (АРМ) специалиста вполне можно выбрать типовой компьютер, предлагаемый многими продавцами компьютерной техники, то неправильный выбор программного обеспечения может привести к большим потерям времени, денег и тяжелым психологическим последствиям. Достаточно лишь представить, как при отсутствии преемственности при переходе на новый программный продукт придется заново переучивать весь персонал, заново ввести базу данных, созданную и накопленную в течение нескольких лет и т.д.

    Главным назначением АРМ, конечно, является решение задач профессиональной направленности. Однако персональный компьютер непосредственно не может взаимодействовать с программами профессионального назначения, необходима операционная система, с помощью которой все остальные программы-приложения и будут работать. Компьютер и операционная система будут как бы являться вычислительной платформой, на которой базируются все прикладные программы.

    Рабочее место нельзя рассматривать узко специализированно - только решение  задач складского учета, помимо этого  необходимо решать множество задач подготовки деловой документации, ведения архива, текущего обслуживания компьютера и т. п. Эти задачи поможет решить базовое программное обеспечение. Кроме того, в отдельных случаях требуются средства для разработки собственных программ-приложений (инструментальных средств). Поэтому в общей совокупности программное обеспечение АРМ специалиста представляет собой достаточно большой комплекс программ, который укрупненно можно на следующие группы и подгруппы.

    - Операционные системы и оболочки.

    - Инструментальные средства.

    - Прикладное программное обеспечение,  которое подразделяется, в свою  очередь, на общесистемное и  проблемно-ориентированное обеспечение

    Операционные  системы подразделяются на однопользовательские (преимущественно для домашнего  использования) и многопользовательские, предназначенные для работы компьютера в офисной сети. Поэтому выбор ОС для АРМ специалиста не представляет особого труда: это должна быть современная система, совместимая с ОС сервера предприятия, а именно, операционная система Microsoft Windows XP (рис.2).

    Windows XP имеет высокий уровень защиты, она облегчает администратору  сети управление защитой, в  частности, он может контролировать  круг пользователей, имеющих права  доступа к сетевым ресурсам: файлам, каталогам, принтерам, программам-приложениям и т.д. Причем правами на каждый ресурс и правами для каждого пользователя можно управлять централизованно. Учетные записи пользователей хранятся централизованно (на сервере) в зашифрованном виде, что препятствует обнаружению пароля каждого пользователя как при его передаче в сети, так и при попытке несанкционированного просмотра параметров регистрации. 

    

    Рис.1. Графический интерфейс пользователя Windows XP

    Не  маловажным является тот факт, под  эту операционную систему можно  установить множество прикладных программных продуктов, в том числе Microsoft Office XP (включающий Microsoft Access, Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Outlook Express).

    Из  инструментальных средств представлены: программа архивирования данных WinRar 3,0, программа защиты от вирусов Kaspersky Antivirus, программа в себе функции факс-аппарата, автоответчика и АОНа на компьютере VentaFax, программа сканирования документов Abbyy Fine Reader 6,0, PageMaker.

    Все программы специального программного обеспечения конкретной АСУ должны быть совместимы как между собой, так и с ее общим программным обеспечением. 

  1. ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
 
    1. Интеллектуальные  информационные системы
 

    Любая информационная система (ИС) выполняет следующие функции:

    1. Воспринимает вводимые пользователем информационные запросы и необходимые исходные данные;

    2. Обрабатывает введенные и хранимые в системе данные в соответствии с известным алгоритмом и формирует требуемую выходную информацию.

    С точки зрения реализации перечисленных  функций ИС можно рассматривать  как фабрику, производящую информацию, в которой заказом является информационный запрос, сырьем - исходные данные, продуктом - требуемая информация, а инструментом (оборудованием) - знание, с помощью которого данные преобразуются в информацию.

    Если в ходе эксплуатации ИС выяснится потребность в модификации одного из двух компонентов программы, то возникнет необходимость ее переписывания. Это объясняется тем, что полным знанием проблемной области обладает только разработчик ИС, а программа служит “недумающим исполнителем” знания разработчика. Этот недостаток устраняются в интеллектуальных информационных системах .

    Интеллектуальная  информационная система (ИИС) - это ИС, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей.

    Для интеллектуальных информационных систем, ориентированных на генерацию алгоритмов решения задач, характерны следующие признаки:

    -развитые  коммуникативные способности,

    -умение  решать сложные плохо формализуемые  задачи,

    -способность  к самообучению,

    Коммуникативные способности ИИС характеризуют  способ взаимодействия (интерфейса) конечного пользователя с системой.

    Сложные плохо формализуемые задачи - это  задачи, которые требуют построения оригинального алгоритма решения  в зависимости от конкретной ситуации, для которой могут быть характерны неопределенность и динамичность исходных данных и знаний.

    Этапы жизненного цикла систем искусственного интеллекта:

    1) Разработка идеи и концепции  системы

    2) Разработка теоретических основ  системы

    3) Разработка математической модели  системы

    4) Разработка методики численных  расчетов в системе:

    4.1) - разработка структур данных

    4.2) - разработка алгоритмов обработки  данных

    5) Разработка структуры системы  и экранных форм интерфейса

    6) Разработка программной реализации  системы

    7) Отладка системы

    8) Экспериментальная эксплуатация

    9) Опытная эксплуатация

    10) Промышленная эксплуатация

    11) Заказные модификации системы

    12) Разработка новых версий системы

    13) Снятие системы с эксплуатации

    Условно каждому из признаков интеллектуальности соответствует свой класс ИИС:

    -Системы  с интеллектуальным интерфейсом;

    -Экспертные  системы;

    -Самообучающиеся  системы.

    Экспертная  система (ЭС) - это ИИС, предназначенная  для решения слабоформализуемых задач на основе накапливаемого в  базе знаний опыта работы экспертов  в проблемной области /12/

    Экспертная  система является инструментом, усиливающим интеллектуальные способности эксперта, и может выполнять следующие роли:

    1. консультанта для неопытных или  непрофессиональных пользователей;

    2. ассистента в связи с необходимостью  анализа экспертом различных  вариантов принятия решений;

    3. партнера эксперта по вопросам, относящимся к источникам знаний  из смежных областей деятельности.

    Исторически, ЭС были первыми системами искусственного интеллекта, которые привлекли внимание потребителей.

    Классы  экспертных систем. По степени сложности решаемых задач экспертные системы можно классифицировать следующим образом:

    - По способу формирования решения  экспертные системы разделяются  на два класса: аналитические  и синтетические. Аналитические  системы предполагают выбор решений  из множества известных альтернатив, а синтетические системы - генерацию неизвестных решений. Аналитическая экспертная система - это ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений (проверку гипотез). Синтетическая экспертная система - это ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений (формирование гипотез).

    - По способу учета временного  признака экспертные системы  могут быть статическими или  динамическими. Статические системы  решают задачи при неизменяемых  в процессе решения данных  и знаниях, инамические системы  допускают такие изменения.

    Статическая экспертная система - это ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний.

    Динамическая  экспертная система - это ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний.

    - По видам используемых данных  и знаний экспертные системы  классифицируются на системы  с детерминированными (четко определенными)  знаниями и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутствие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной).

    По  числу используемых источников знаний экспертные системы могут быть построены  с использованием одного или множества  источников знаний.

      Система с интеллектуальным интерфейсом  - это ИИС, предназначенная для  поиска неявной информации в  базе данных или тексте для  произвольных запросов, составляемых, как правило, на ограниченном  естественном языке.

    Системы контекстной помощи можно рассматривать, как частный случай интеллектуальных гипертекстовых и естественно-языковых систем. В системах контекстной помощи пользователь описывает проблему (ситуацию), а система с помощью дополнительного диалога ее конкретизирует и сама выполняет поиск относящихся к ситуации рекомендаций. Такие системы относятся к классу систем распространения знаний (Knowledge Publishing) и создаются как приложение к системам документации (например, технической документации по эксплуатации товаров).

    Системы когнитивной графики позволяют осуществлять интерфейс пользователя с ИИС с помощью графических образов, которые генерируются в соответствии с происходящими событиями.

    Самообучающаяся система - это ИИС, которая на основе примеров реальной практики автоматически  формирует единицы знаний

    В основе самообучающихся систем лежат  методы автоматической классификации  примеров ситуаций реальной практики (обучения на примерах). Примеры реальных ситуаций накапливаются за некоторый  исторический период и составляют обучающую  выборку. Эти примеры описываются множеством признаков классификации. Причем обучающая выборка может быть:

Информация о работе Информационные технологии при разработке управленческих решений в сфере торговли