Информационные технологии социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать и выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы изучения информационных технологий в управлении;
2. проанализировать и оценить информационные технологии социального управления;
3. выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ……………………………………………..6
1.1. Информационные технологии: понятие и сущность……………………..6
1.2. Место и роль информационных технологий в современном мире…….15
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..18
2.1. Особенности использования информационных технологий в социальном управлении………………………………………………………………………18
2.2. Интернет как разновидность информационных технологий социального управления……………………………………………………………………….22
Глава 3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Клязмина.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)


Информационные  технологии социального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ……………………………………………..6

1.1. Информационные технологии: понятие и сущность……………………..6

1.2. Место и роль  информационных технологий в  современном мире…….15

 

Глава 2.  АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..18

2.1. Особенности использования информационных технологий в социальном управлении………………………………………………………………………18

2.2. Интернет как разновидность информационных технологий социального управления……………………………………………………………………….22

 

Глава 3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………………29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что начало XXI века характеризуется отчетливо выраженными явлениями глобализации и перехода от индустриального общества к обществу информационному. Под воздействием научно-технического прогресса повсеместно внедряются новые информационные технологии, которые предоставляют уникальные возможности для быстрого и эффективного развития как государства в целом, так и отдельно взятой личности. Как следствие, информация превратилась в основной товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс.

Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности). Так как информационные технологии – это система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей.

Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии социального управления.

 

Разработкой и исследованием  данной проблемы занимались такие ученые как Багриновский К.А., Максимова О.В., Невзорова В.И., Новоселов С.М., Петров Ю.А., Провалов В.С., Титоренко Г.А., Хрусталев Е.Ю. которые в своих работах раскрывают теоретические основы формирования и функционирования информационных технологии социального управления.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция  Российской Федерации, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Объектом работы является – информационные технологии.

Предметом исследования являются – информационные технологии социального управления.

Цель исследования: проанализировать и выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении.

Исходя из цели, в работе  поставлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы изучения информационных технологий в управлении;
  2. проанализировать и оценить информационные технологии социального управления;
  3. выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении и пути их решения.

Методы исследования: анализ научных исследований по проблеме; метод сравнения; метод обобщения; метод аналогии; метод систематизации.

Структура курсовой работы определена логикой исследования проблемы и поставленными задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение и список  литературы.

Во введении определены актуальность, объект, предмет, цели и задачи работы.

Глава 1 – «Теоретические основы изучения информационных технологий в управлении». – В ней рассматриваются теоретические основы изучения информационных технологий в управлении. Акцент сделан на понятие, сущность, месте и роли информационных технологий в современном мире. Большое внимание уделено этапам, основным свойствам и средствам информационных технологий.

 Глава 2 – «Анализ и оценка информационных технологий социального управления». – В ней проанализированы особенности использования информационных технологий в социальном управлении и рассмотрен интернет как одной из самых важных разновидностей информационных технологий социального управления.

Глава 3 – «Общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении и пути их решения». – В ней выявлены основные проблемы развития информационных технологий в социальном управлении и рекомендованы пути их решения.

В заключении  подведены итоги и сделаны  обобщающие выводы по результатам исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ

 

1.1. Информационные  технологии: понятие и сущность

Термин «технология» определяется как совокупность методов  обработки, изготовления, изменения  состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции.

Информационные технологии представляют собой технологические  процессы, охватывающие информационную деятельность управленческих работников, связанную с подготовкой и  принятием управленческих решений.

Как и все технологии, информационные технологии находятся  в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствует появление новых  технических средств, разработка новых  концепций и методов организации  данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем [4].

Наступивший век информационной цивилизации и стихийное вторжение  компьютеров, и Интернет во все сферы  социальной жизни общества диктует новые условия и новые возможности познания мира и повышения интеллектуального потенциала человечества. Уже сегодня можно утверждать, что мир находится на границе раскола человечества на два класса: на тех, кто уже вступил в информационный круговорот и с успехом применяет последние достижения информационной цивилизации – информационные технологии и телекоммуникации, обеспечивая и усовершенствуя свой быт и свои социальные потребности, и тех, кто остался за бортом этого уникального явления современности.

Существует множество определений информации и информационных технологий.

Информация – совокупность знаний о различных объектах и  взаимосвязях между ними. У большинства людей слово «информация» ассоциируется, прежде всего, с компьютером

Информационные технологии – система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей.

Информационные технологии – использование компьютеров  для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В постмодернистских обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством [7].  

Информационные технологии в своем развитии прошли несколько  этапов:

  1. ручной – основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;
  2. механический – для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;
  3. электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;
  4. компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации
  5. сетевые технологии – обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [11].

Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы.

Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).

Компьютерные информационные технологии предполагают:

  1. коллективную подготовку документов; 
  2. возможность оперативной работы с графической информацией;
  3. представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;
  4. оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;
  5. использование различных устройств ввода/вывода информации;
  6. использование пакетов прикладных программ (ППП) для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых и т.д. [7]

Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь, начиная от пера и заканчивая новейшими компьютерными технологиями.

 Современные информационные  технологии базируются на концепции  использования специальных аппаратных  и программных средств (от скремблеров  до сложнейших методов криптографии), обеспечивающих защиту информации, причем доля затрат на эти средства неуклонно растет, доходя нередко до половины всех затрат в общей структуре затрат, предназначенных для создания и функционирование систем обработки данных.

Основные свойства информационной технологии:

1) Документируемость информационной технологии (document ability) – свойство информационной технологии, характеризующееся возможностью ее представления на материальных носителях в соответствия с действующими правилами оформления документации.

2) Надежность информационной технологии (reliability) – свойство информационной технологии, характеризующееся вероятностью реализации в процессе эксплуатации всех ее функций в соответствии с заданными требованиями.

3) Завершенность информационной технологии (maturity) – свойство информационной технологии, характеризующееся вероятностью выявления ошибок, допущенных при ее разработке, по результатам тестирования.

4) Понятность информационной технологии; ясность (информационной технологии) (understandability) – свойство информационной технологии, характеризующееся простотой освоения ее сущности пользователем.

5) Проверяемость информационной технологии (verification) – свойство информационной технологии, характеризующееся возможностью проверки реализуемости функций информационной технологии, заявленных к документации, и контролируемостью в процессе эксплуатации.

6) Сложность информационной технологии (complexity) – свойство информационной технологии, характеризующееся количеством и характером образующих ее элементов, связей между ними и трудоемкостью их разработки.

7) Открытость информационной технологии; расширяемость информационной технологии (extensibility) – свойство информационной технологии, характеризующееся возможностью введения в нее новых элементов и (или) связей.

8) Унифицированность информационной технологии (uniformity) – свойство информационной технологии, характеризующееся степенью использования в ней унифицированных элементов.

9) Формализованность информационной технологии (formalization) – свойство информационной технологии, характеризующееся возможностью ее приведения к абстрактному виду.

Высшей степенью формализованности  характеризуются информационные технологии, реализованные с помощью электронно-вычислительной техники; частично могут быть формализованы  информационные технологии при научных исследованиях и др.; слабо поддаются формализации технологии творческих процессов.

Информация о работе Информационные технологии социального управления