Информационные технологии социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать и выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы изучения информационных технологий в управлении;
2. проанализировать и оценить информационные технологии социального управления;
3. выявить общие проблемы развития информационных технологий в социальном управлении и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ……………………………………………..6
1.1. Информационные технологии: понятие и сущность……………………..6
1.2. Место и роль информационных технологий в современном мире…….15
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..18
2.1. Особенности использования информационных технологий в социальном управлении………………………………………………………………………18
2.2. Интернет как разновидность информационных технологий социального управления……………………………………………………………………….22
Глава 3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Клязмина.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Сеть не может заменить или имитировать духовный мир человека. Более того, многие психологи уже высказывают тревогу по поводу отрицательного влияния компьютера, игр и коммуникаций на психологию, интеллектуальное развитие и поведение человека.

Виртуальная реальность – это не всегда благо. Иногда она может породить виртуальные знания, виртуальное образование, виртуальные чувства. Едва ли не самая главная опасность Сети состоит в том, что она незаметно вытесняет из жизни человека живое общение, которое сближает и обогащает людей, заставляет их думать, приучает к ответственности перед партнером. В сети есть не только океаны важной и полезной для общества информации, не только сайты талантливых и интересных людей, но и множество «островков» ненужных, вздорных и даже вредных «произведений», которые могут дезориентировать малоопытного человека [21].

Таким образом, процесс  развития информационных технологий происходит не быстрыми темпами, но уверенно. Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет. Интернет – самый массовый и оперативный источник информации.

Для информационного  общества такое явление, как информационная перегруженность, при которой на индивидов обрушивается поток зачастую противоречивых мнений и фактов о  мире, возникает как следствие  глобализации средств массовой информации, в результате которой люди подвергаются массированному воздействию со стороны наступающих с огромной скоростью новостей и их интеграции. Темпы наступления информационной революции не оставляют надежды на то, что человек сможет сколь-нибудь рационально использовать всю получаемую информацию. Происходит все большее нарушение (или даже разрушение) частной жизни людей или организаций посредством информационных технологий.

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Развитие информационных технологий происходит во всем мире. И, несмотря на то, что информационные технологии помогают решить многие проблемы, в частности, Интернет, оказывают деморализующее влияние на индивида, на его поведение и интеллект.

Для уменьшения отрицательного влияния информационных технологий необходимо уменьшить разрыв между разработчиками и потребителями информационных технологий, создать благоприятные условия адаптации части людей к среде информационного общества.

Таким образом, информационные технологии используются в социальном управлении и представляют собой сложную совокупность различных информаций, поступающих на разных этапах функционирования социальной системы. Поэтому важной задачей для эффективного управления является отбор нужной информации из представленного разнообразия. Для успешного социального управления необходимо быстро перерабатывать большой поток информации, выбирать нужную информацию и принимать своевременные решения, но здесь человек ограничен своими физиологическими возможностями. Поэтому в социальном управление широко используется информационные технологии, которые могут выполнять большую работу по анализу, синтезу, переработке информации, а также её хранения. Интернет сегодня является наиболее распространенной разновидностью информационных технологий социального управления. Интернет – самый массовый и оперативный источник информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОБЩИЕ  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс преобразования человеком среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы. Этот процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека. Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного решения которых зависит ход совершенствования информационных технологий в социальном управлении.

Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.

Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.

Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в республике Беларусь.

К психологическим проблемам относится, в первую очередь, не готовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов.

Психофизическая проблема, т.е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий. 

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время.

Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике «информационного» общества.

Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации.

Кадровые проблемы. Они связаны с необходимостью не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы.

Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.

Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы.

Научные проблемы обусловлены не разработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране.

Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем могут осуществляться различными путями:

1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов.

2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам.

3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат.

Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так являются первыми в этой сфере. 
Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию.

Таким образом, информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом  если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить, что информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

Глобальной целью информационных технологий социального управления является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития. Главным итогом информационных технологий станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.

Социальное управление – это главный объект информационных технологий. Информационные технологии это сферы направленные на формирование и удовлетворение информационных потребностей населения, информационное обеспечение социальных процессов, улучшение быта всех членов общества и повышение качества предоставляемых услуг, а в целом - на коренное улучшение общественной деятельности и жизни человека.

Информационные технологии социального управления представляют собой сложный многоаспектный процесс, затрагивающий интересы населения как непосредственно, так и через интересы организации, учреждения и предприятия, в деятельности которых участвуют жители страны или региона. Информационные технологии, в зависимости от своего хода и результатов, могут иметь различные последствия, в том числе и негативные. Поэтому необходим контроль состояния и хода этого процесса и принятия на основании результатов контроля мер, обеспечивающих возможно больший положительный эффект и ослабление, а по возможности предотвращение, негативных последствий информатизации. Это означает, что:

– во-первых, в ходе информационных технологий необходимо своевременно получать достоверные и полные оценки качества результатов и эффективности процесса информатизации;

– во-вторых, иметь механизмы управления, вырабатывающие на основе этих оценок и реализующие систему мер, обеспечивающих корректировку хода информатизации в требуемом направлении.

Перспективные информационные технологии социального управления обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, аккумулируемой или извлекаемой из различных форм информационных ресурсов, создаваемых и используемых в процессе жизнедеятельности общества.

Развитие информационных технологий социального управления становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их распространение качественно преобразует жизнь общества и вызывает революционные сдвиги в экономической, социальной, культурной и других сферах. Информационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются, предоставляя всё новые возможности для улучшения качества, снижения сроков проведения, облегчения работы. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Текст]: офиц. текст.  – М.: Издательство Юрайт,  2010. – 47 с.
  2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Российская газета, – 2006. – 29 июля.
  3. Андросова, Л.А. Социология управления [Текст] / Л.А. Андросова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2006. – 256 с.
  4. Бабосов, Е.М. Социология управления [Текст] / Е.М. Бабосов. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005. – 522 с.
  5. Багриновский, К.А., Хрусталев Е.Ю. Новые информационные  технологии  [Текст] /  К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев. – М.: ЭКО, 2006. – 478 с.
  6. Вудкок, Д. Современные информационные технологии совместной работы [Текст] / Д. Вудкок. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 356 с.
  7. Гринберг, А.С., Король И.А. Информационный менеджмент [Текст] / А.С. Гринберг, И.А. Король. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 290 с.
  8. Зинченко, Г.П. Социология управления [Текст] / Г.П. Зинченко. Изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
  9. Копылов, В.А. Информационное право [Текст] / В.А. Копылов. – изд. второе. – М.: ЮРИСТЪ, 2004. – 245 с.
  10. Копылов, В.А. Информационное право: вопросы теории и практики [Текст] / В.А. Копылов. – М., 2005. – 411 с.
  11. Козырев, А.А. Информационные технологии в экономике и управлении [Текст] / А.А. Козырев. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 511 с.
  12. Козырев А.А., Юдин А.П. Информационные технологии в экономике: конспект лекций [Текст] / А.А. Козырев, А.П. Юдин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 324 с.
  13. Кравченко, А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс [Текст] / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с.
  14. Лебедев, П.Н. Очерки теории социального управления [Текст] / П.Н. Лебедев. - Л.: ЛГУ, 2005. – 295 с.
  15. Марков, М. Технология и эффективность социального управления [Текст] / М. Марков. – М.,  2005. – 278 с.
  16. Максимова, О.В., Невзорова В.И. Информационные технологии [Текст] / О.В. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.
  17. Новоселов, С.П. Информационные технологии управления [Текст]  / С.П. Новоселов. – М.: Радуга, 2007. – 320 с.
  18. Петров, Ю.А. Информационные технологии – теория и практика [Текст]  / Ю.А. Петров. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 340 с.
  19. Провалов, В.С. Информационные технологии управления [Текст]  / В.С. Провалов. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 512 с.
  20. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления [Текст]  / А.Э. Саак. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.
  21. Тощенко, Ж.Т. Социология управления  [Текст] / Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.
  22. Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления [Текст]  / Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 435 с.
  23. Удальцова, М.В. Социология управления [Текст] / М.В. Удальцова. – М., 2006. – 360 с.
  24. Черкасова, Ю.М. Информационные технологии управления [Текст]  / Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 370 с.
  25. Черников, Б.В. Информационные технологии управления [Текст]  / Б.В. Черников. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 352 с.
  26. Шевелев, В.Н. Социология управления [Текст] / В.Н. Шевелев. Учебное пособие для высшей школы. Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Информация о работе Информационные технологии социального управления