Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:53, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы предприятия на примере ОАО «Кировхлеб».
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу формальных и неформальных групп.
2. Охарактеризовать формальные и неформальные группы.
3. Показать влияние формальных и неформальных групп на организацию.
4. Проанализировать состояние формальных и неформальных групп в ОАО «Кировхлеб».

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3

2. Теоретические основы изучения формальных и неформальных групп и их влияние на результат деятельности организации в менеджменте

2.1. Понятие формальных и неформальных групп в организации……………4
2.1.1 Формальные группы……………………………………………………… 4
2.1.2 Неформальные группы…………………………………………………… 5
2.2. Влияние формальных и неформальных групп организации
на результаты деятельности и психологический климат в коллективе……... 6

3. Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе

3.1. Формальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»……………… 10
3.2. Неформальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»…………… 11
3.3. Управление результатами деятельности предприятия на уровне формальных и неформальных групп предприятия ОАО «Кировхлеб»…….. 13

Заключение……………………………………………………………… …… 17
Список используемой литературы…………………………………………….. 19

Вложенные файлы: 1 файл

управление в организации.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение………………………………………………………………………..3

 

2. Теоретические  основы изучения формальных и  неформальных групп и их влияние  на результат деятельности организации  в менеджменте

 

2.1. Понятие формальных и неформальных групп в организации……………4

2.1.1 Формальные группы………………………………………………………  4

2.1.2 Неформальные группы……………………………………………………  5

2.2. Влияние формальных и неформальных групп организации

на результаты деятельности и психологический климат в коллективе……...  6

 

3. Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе

 

3.1. Формальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»……………… 10

3.2. Неформальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»…………… 11

3.3. Управление результатами деятельности предприятия на уровне формальных и неформальных групп предприятия ОАО «Кировхлеб»…….. 13

 

Заключение………………………………………………………………  …… 17

Список используемой литературы…………………………………………….. 19

 

 

 

 

1. Введение

В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации.

Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это место, где  люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой организации существует сложное переплетение неформальных групп и формальных. Каждая группа, будь то формальная, либо неформальная, влияют на результат работы предприятия и психологический климат коллектива.

Несмотря на то, что  неформальные организации созданы  не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное  влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.

Цель работы: рассмотреть  влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы предприятия на примере ОАО «Кировхлеб».

Задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты и выявить природу  формальных и неформальных групп.

2. Охарактеризовать формальные  и неформальные группы.

3. Показать влияние  формальных и неформальных групп  на организацию.

4. Проанализировать состояние формальных и неформальных групп в ОАО «Кировхлеб».

 

2. Теоретические основы изучения формальных и неформальных групп и их влияние на результат деятельности организации в менеджменте.

 

2.1. Понятие формальных и неформальных групп в организации.

 

По определению Марвина  Шоу, "группа - это два лица или  более, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц".

 Итак, существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

 

      1. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.

Таким образом, формальная группа имеет следующие особенности:

1.  Она рациональна,  т.е. в основе ее лежит принцип  целесообразности, сознательного движения  к известной цели;

2.  Она безлична, т.е.  рассчитана на индивидов, отношения  между которыми устанавливаются  по составленной программе.

3. Формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.

Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.

  • Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
  • Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания.
  • Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.

К формальным группам относятся:

  • Вертикальная организация, объединяющая ряд органов и подразделение таким образом, что каждое из них находится между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице.
  • Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.
  • Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

  2.1.2  Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Неформальные организации  осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются  определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция  к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

В зависимости от стиля  поведения неформальные группы можно  классифицировать так:

  • Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно - политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.
  • Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.
  • Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

 

2.2. Влияние формальных и неформальных групп организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе.

 

Формальные группы не могут состоять без неформальных, так как человек – «существо  социальное». Переплетение целей, мотивов, ожиданий формальных и неформальных групп в организации – неизбежный процесс. Поэтому эффективность работы предприятия напрямую зависит от психологического климата в коллективе и влияния каждой группы по отдельности на результат деятельности и тот самый психологический климат.

Формальная организация  создается по воле руководства. Но как  только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации.

На эффективность  работы формальных и неформальных групп  влияют одинаковые факторы:

 

  • Размер группы. По мере увеличения группы общение между членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.
  • Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).
  • Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей. Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).
  • Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность функционирования всей организации.
  • Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы.
  • Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Последствия конфликта могут быть положительными, так как позволяют выявить разные точки зрения (это ведет к повышению эффективности группы). Отрицательные последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничества, смещение акцента (придание большего внимания своей «победе» в конфликте, а не решению реальной проблемы).
  • Статус членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают большее влияние на других членов группы. Желательно, чтобы мнение членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.

Критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является также поведение каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию.

 В целом, можно  говорить о двух типах ролей  в группе – целевые и поддерживающие.

 Целевые роли распределены  таким образом, чтобы иметь  возможность отбирать групповые  задачи и выполнять их. Поддерживающие  роли подразумевают поведение,  способствующее поддержанию и  активизации жизни и деятельности  группы.

Примерами целевых  ролей в группах могут быть:

1. Инициирование деятельности.

2. Поиск информации.

3. Сбор мнений.

4. Предоставление информации.

5. Высказывание мнений.

6. Проработка.

7. Координирование. 

8. Обобщение. 

Поддерживающие  роли могут предполагать:

1. Поощрение.

2. Обеспечение участия. 

3. Установление критериев. 

4. Исполнительность..

5. Выражение чувств  группы.

 Высокий уровень  эффективности группы может свидетельствовать  о ее развитии до уровня  согласованной команды. Однако  отличие команд от групп заключается также и в том, что команды чаще совпадают с формальными организациями, и создаются, развиваются, как правило, по четко определенному плану, в сочетании с целями организации в целом.

 Неформальные группы  же складываются, как мы отметили, скорее стихийно и могут не только не совпадать, но и противоречить как структуре организации, так и внутриорганизационным отношениям, целям формальной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследование  влияния формальных и неформальных  групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе.

 

3.1. Формальные  группы на предприятии ОАО  «Кировхлеб»

 

Формальная организация  ОАО «Кировхлеб» может быть описана  в виде системы подразделений  групп и рабочих мест. Рабочее  место отдельного работника в горизонтальной функциональной структуре называется функцией, в вертикальной властной структуре - статусом.

Формальная организация ОАО  «Кировхлеб» стремится к стиранию личностных характеристик людей  и использования их в сугубо функциональных целях.

ОАО «Кировхлеб» - головная компания группы предприятий, специализирующихся на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, мяса птицы, яйца, муки, комбикормов. По своей структуре представляет холдинг, включающий в свой состав следующие подразделения:

Информация о работе Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе