Исследование внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Исследование внешней среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания, происходящих в среде процессов, оценки факторов и установление связи между ними, и теми сильными и слабыми сторонами организации, также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать. Однако, она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение своим целям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………….5
1.1 Внешняя среда организации и ее характеристики…………………………....5
1.2 Анализ макроокружения и непосредственного окружения………………….7
1.3 Методы анализа внешней среды……………………………………………...12
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»…..16
2.1 Организационно - экономическая характеристика ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»………………………………………………………….16
2.2 Основные составляющие анализа внешней среды ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»………………………………………………………….19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ» С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ………………………..27
3.1 Совершенствование имиджа ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ» на основе внедрения «Мастер - плана»………………………………………………………27
3.2 Совершенствование в области рекламной деятельности предприятия ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование внешней среды органищации, курсовая 2012.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)


Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального  образования

«Московский областной  гуманитарный институт»

 

                                                Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 

По дисциплине «Стратегический  менеджмент»

на тему «Исследование внешней среды организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Выполнил студент(ка)

                                                                                            Группы………………

                                                                                                              ………………………..

                                                                                                                   (Ф.И.О, роспись)

                                                                                            Руководитель

                                                                                            …………………………  

                                                                                                                              (Ф.И.О.)

 

Работа защищена

с оценкой____________

«______»______________г.

Руководитель____________________

                           

 

                                                         Подольск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………….5

1.1 Внешняя среда организации и ее характеристики…………………………....5

1.2 Анализ макроокружения и непосредственного  окружения………………….7

1.3 Методы анализа внешней среды……………………………………………...12

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»…..16

2.1 Организационно - экономическая характеристика ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»………………………………………………………….16

2.2 Основные составляющие анализа внешней среды ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»………………………………………………………….19

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ» С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ………………………..27

3.1 Совершенствование имиджа ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ» на основе внедрения «Мастер - плана»………………………………………………………27

3.2 Совершенствование в области рекламной деятельности предприятия ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ»………………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………………………35

Список использованных источников……………………………………………..37

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследование внешней среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания, происходящих в среде процессов, оценки факторов и установление связи между ними, и теми сильными и слабыми сторонами организации, также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать. Однако, она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение своим целям.

Представители классических школ менеджмента  анализировали, в первую очередь, внутренние факторы организации. Внешние же факторы оставались вне поля зрения. В конце 50-х годов в управленческой мысли возникает и затем усиливается представление о значении внешнего окружения организации. Более того, внешнее окружение организации, все больше становится источником проблем для современных руководителей.

По сути дела, руководители самых  важных для общества организаций  – под влиянием событий, происходящих в мире, были вынуждены сосредоточить  внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организаций.

Тема изучения внешней среды  организации особенно актуальна  в настоящее время, в условиях развития рыночной экономики. Каждая организация, в той или иной степени, воздействует со своей внешней средой и по-разному  реагирует на происходящие в ней  изменения. Для каждой организации важно знать природу изменений и умело реагировать на них.

На деятельность любого предприятия  влияет множество факторов: политические, правовые, экономические и другие. Эти факторы оказывают различное  влияние на деятельность организации.

Целью данной курсовой работы является более углубленное изучение взаимодействия предприятия с внешней средой, исследование основных факторов, влияющих на поведение организации.

В ходе изучения данной темы, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить основные понятия и характеристики внешней среды;
  • исследовать взаимодействие конкретного предприятия с макрооокружением;
  • проанализировать взаимодействие предприятия с непосредственным окружением;
  • разработать меры по улучшению взаимодействия предприятия с внешней средой.

Изучение внешней среды будем проводить на материалах ОАО «МАШСТРОЙИНВЕСТ», используя математические, статистические и аналитические методы исследования.

 

 

1 ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Внешняя среда организации и ее характеристики

В настоящее  время в условиях рыночной экономики  каждое предприятие, независимо от организационно- правовой формы деятельности, взаимодействует  с внешними субъектами. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющий на деятельность предприятия, на уровень неопределенностей и рисков при разработке управленческих решений.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения, организаций, возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

 


 

 

 

 

 

 

 



 

 

Рисунок 1 – Среда прямого воздействия

Внешняя среда организации  характеризуется, прежде всего, взаимосвязанностью ее факторов, ее сложностью, подвижностью, неопределенностью. Взаимосвязанность, взаимозависимость внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Этот уровень силы для каждого фактора и для каждой организации будет свой, отличный от других. Так, на одну организацию и через нее на другие факторы конкуренции могут оказать сильнейшее воздействие, а на другую организацию и через нее на другие факторы - незначительное воздействие. [7]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Среда косвенного воздействия

Сложность внешней среды  – это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень изменения каждого фактора. Для разных организаций будет разная сложность среды, так как разные взаимозависимости факторов. В одних организациях имеются поставщики, потребители, новые технологии и т.п. Это сложная среда. Для других организаций внешняя среда будет проще, а для некоторых совсем простой – слабая зависимость от внешней среды.[14]

Подвижность среды –  это объем, с которым происходят изменения в окружении организации. В настоящий момент, в нашей стране, эта подвижность чрезмерно высокая, не успеваешь следить за ее изменениями, а тем более реагировать. Но и в этом случае, для разных организаций подвижность среды разная, так как не все изменения внешней среды одинаково влияют на все организации. Неопределенность внешней среды – это степень недостаточности информации, которой располагает организация по конкретному фактору внешней среды, а также степень достоверности информации. Если информации мало и нет уверенности в ее точности, то неопределенность большая, а значит, труднее принимать эффективные решения. [21]

Все эти характеристики необходимо учитывать руководству  организации в своей деятельности для того, чтобы эффективно руководить организацией. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внешняя среда организации характеризуется, прежде всего, взаимосвязанностью ее факторов, ее сложностью, подвижностью, неопределенностью. Взаимосвязанность, взаимозависимость внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Этот уровень силы для каждого фактора и для каждой организации будет свой, отличный от других. Так, на одну организацию и через нее на другие факторы конкуренции могут оказать сильнейшее воздействие, а на другую организацию и через нее на другие факторы - незначительное воздействие.

 

1.2 Анализ макроокружения  и непосредственного окружения

 

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность двух относительно самостоятельных  подсистем: макроокружения и непосредственного  окружения. Макроокружение создает общие условия среды нахождения. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального дохода, темп информации, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, нормы накопления и т.д. При изучении экономической компоненты, важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.[16]

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность, определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемные методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание, на такие аспекты правовой среды, как на действенность правовой среды, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться, в  первую очередь, для того, чтобы иметь  ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества о  средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику.

Изучение политической компоненты должно концентрироваться  на выяснении того, какие программы  пытаются провести в жизнь различные  партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т. п. Важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы как: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства, насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить властью. [2]

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений  и процессов, как отношение людей  к работе и качеству к жизни, существующие в обществе обычаи и верования, демографическая  структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т. п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является все проникающей, влияющей на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации.

Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, который  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологического изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности, и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них. [5]

Информация о работе Исследование внешней среды организации