Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:07, реферат
Деятельность любого предприятия может быть неэффективной и связанной с определенными трудностями, производимый товар может не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию или услугу.
Введение
Детальное знание потребителя является важным, но недостаточным фактором для достижения успеха, поскольку на рынке действуют конкуренты, которые могут быть более адекватны ситуации и, следовательно, обладать преимуществами в конкурентной борьбе. Для современного рынка свойственна очень высокая конкуренция, многочисленные фирмы и предприятия, осуществляющие на нем свою деятельность должны иметь высокие конкурентные преимущества, чтобы их работа была эффективной и прибыльной. Вот почему в рамках комплексного исследования рынка анализируют деятельность конкурентов. При этом следует отметить, что в целом изучение конкурентов осуществляется с целью:
1) раздела сфер влияния на рынке;
2) ослабления конкурентной борьбы, т. е. в конечном счете маркетинг содействует сотрудничеству, а не соперничеству. Ведь, зная потребности и одновременно действия конкурентов, можно, не вступая в войну с ними, не повторяя их стратегии и тактики, найти свою нишу на рынке.
Позиционирование предприятия на рынке, заполненном большим количеством конкурентов, должно обязательно предполагать анализ внешней среды и конкурентный анализ, производимые с целью выявления, что из себя представляют основные конкуренты, сделать анализ конкурентов и определить в итоге свои показатели конкурентоспособности. Анализ конкуренции в своем сегменте рынка и оценка конкурентов, выпускающих подобный товар или оказывающих аналогичный тип услуг, предполагающий обязательный анализ цен конкурентов и качество их продукции или услуг, дает возможность правильно построить свою деятельность исходя из имеющихся условий конкуренции.1
Деятельность любого предприятия может быть неэффективной и связанной с определенными трудностями, производимый товар может не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию или услугу.
1. Источники информации для
Конкурентов изучают, как правило, в такой последовательности:
Выявление
конкурентов осуществляется в рамках
общей системы сбора и
Основными источниками информации о конкурентах могут быть соответствующие монографии, журналы, справочники, среди которых следует выделить следующие:
Важными источниками информации о конкурентах являются выпускаемые ими отчеты, проспекты, каталоги, рекламные объявления, материалы выставок и ярмарок. Однако работать с такой информацией следует осторожно, поскольку часть данных может носить сугубо рекламный характер и не соответствовать действительности.
Помимо опубликованных данных исследование деятельности конкурентов может опираться на информацию, полученную от потребителей, а также от посредников, реализующих товары различных фирм и хорошо знающих сравнительную реакцию покупателей. Основным методом выявления таких сведений является анкетирование потребителей и посредников.
Определение уровня конкуренции в своем сегменте рынка, анализ возможностей конкурентов и их конкурентных преимуществ, должны касаться и вопросов деятельности конкурирующих организаций в сети Интернет, что в первую очередь должно предполагать анализ сайтов конкурентов и того, насколько эффективно решен у них вопрос с оптимизацией сайтов и продвижением сайтов во всемирной сети.2
Наконец,
в последнее десятилетие
Определив все имеющиеся источники информации о конкурентах, необходимо целесообразно их ранжировать по значимости и надежности относительно каждого конкретного товара.
2. Классификация конкурентов
Выявленные фирмы-конкуренты классифицируются, как правило, на основе одного из двух подходов:
Первый
подход имеет целью сгруппировать
конкурирующие фирмы в
Например, продуценту фотоаппаратов “Nikon” целесообразно разделить своих конкурентов на три группы:
фирмы—производители
фотоаппаратов “Nikon”;
фирмы—производители фотоаппаратов других
марок;
фирмы—производители видеокамер и кинокамер.
Классификация конкурентов на основе их группировки по типу стратегии широко применяется фирмами, производящими продукцию производственного назначения. По мнению многих исследователей, такой подход целесообразен, так как для большинства фирм переход от одного типа стратегии к другому весьма затруднен. Например, специализированная фирма, производящая электротехническое оборудование для потребителей узкого сегмента рынка и использующая стратегию дифференциации, вряд ли в короткий период преобразуется в фирму, применяющую стратегию низких издержек. При этом подходе конкуренты делятся:
3. Анализ показателей
После выявления и классификации конкурентов осуществляется анализ показателей их деятельности. Данные показатели, характеризующие деятельность фирм, подразделяются на количественные и качественные. Так, объем производства и размер прибылей — это количественные показатели, а особенности организации сбытовой системы — качественные. Среди количественных показателей, в свою очередь, выделяются абсолютные (физические и стоимостные) и относительные (индексы, проценты).
Типовое содержание сведений о фирме оформляется в виде “Справки на фирму”, включающей различные разделы, которые размещаются в определенной последовательности и дают наиболее полное представление о производственно-сбытовой деятельности фирмы, ее организационной структуре, финансовом положении, реноме и престиже. В частности, в справке приводятся следующие данные:
1. Полное и сокращенное наименование фирмы на иностранном и русском языках.
2. Почтовый адрес фирмы, страна регистрации, номер телекса, телефакса и телефона.
3. Величина фирмы в зависимости от размеров акционерного капитала, активов, оборотов, продаж.
4. Вид собственности фирмы (частная, государственная, кооперативная, общественная).
5. Правовое положение фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное и коммандитное товарищество, частная фирма).
6. Характеристика фирмы по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная).
7. Год основания и основные этапы развития фирмы (включая данные по слияниям, поглощениям, реорганизациям и изменениям наименования фирмы).
8. Сфера деятельности (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская фирма и т. д.).
9. Ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, основные товары или группы товаров, направления специализации, номенклатура экспорта и импорта, место фирмы на мировом рынке по важнейшим товарам: удельный вес в национальном, мировом производстве (торговли, услугах) основных товаров; доля в экспорте и импорте страны.
10. Банки, через которые фирма осуществляет свои операции.
11. Владельцы фирмы или материнская компания (для дочерних компаний). Тип монополистического объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем (материнская, дочерняя, ассоциированная компания). Форма: концерн, торговый дом, консорциум и т. д. Представительства фирмы.
12. Состав руководящих органов. Организационная структура аппарата управления фирмой. Схема аппарата управления фирмой, численный и персональный состав правления, фамилии главных административных лиц фирмы, названия производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура изделий, название подразделения.
13. Производственная и материально-техническая база фирмы. Число и местонахождение предприятий, их мощность. Число и местоположение сбытовых организаций, складов, станций технического обслуживания.
14. Число занятых на фирме.
15. Основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд лет и последний год: акционерный капитал, активы (основной и оборотный капитал), собственный капитал, объемы продаж, чистая прибыль, капиталовложения и др.
16. Важнейшие фирмы-контрагенты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.
17. Принадлежность к отраслевым и/или национальным союзам предпринимателей.
18. Производственно-технические и прочие связи с другими фирмами (с указанием наименования фирм и форм связей). Связи с другими фирмами через участие в капитале. Персональные связи с другими фирмами и организациями (личная уния).
19. Краткие библиографические сведения о руководителях фирмы.5
При этом справка может быть краткой и полной, развернутой в зависимости от широты охвата вышеперечисленных вопросов.
Далее при
изучении фирм-конкурентов особое внимание
уделяется задаче изучения специфики
их маркетинговой и коммерческой
работы при параллельном сопоставлении
с возможностями и
4. Сильные и слабые стороны конкурентов
Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов — это итог изучения особенностей положения фирмы по сравнению с ее соперниками на рынке. В этой работе используются следующие принципы:
Для выявления сильных и слабых сторон конкурентов целесообразно поручить созданной группе провести оценку каждого отдельного изделия своей фирмы, чтобы установить:
Как воспринимается товар потребителями, которых вы хотели бы привлечь к себе, но которые покупали до сих пор товары конкурента? Почему они не покупают ваш товар, из-за отсутствия каких именно свойств?
Присущи ли товару, а соответственно и фирме, образ и репутация, на которые вы рассчитывали? Если да/нет, то почему?
Обеспечивает ли производство товара наиболее эффективное использование возможностей фирмы? Рассчитан ли он на наиболее экономичный производственный процесс, обеспечивающий воспринимаемое качество?