Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:16, курсовая работа
У вопроса изучения проблем менеджмента, в том числе его функций, как дисциплины, так и типа управления, отвечающей современным требованиям рыночной экономики, имеется множество аспектов. Прежде всего, он касается таких внутренних характеристик и систем организации, как координация общей деятельности предприятия, системы принятия управленческих решений либо стратегий и соответственно их взаимосвязи и взаимодействия с институциональной системой самого менеджмента. Много аспекта ость менеджмента требует комплексного подхода в его исследовании.
В принципе, важно делать различие между, во-первых, государством как та-
кое, которое издает законодательные акты и осуществляет административное
пегулирование, т. е. действует как сила, внешняя по отношению к экономике,
и во-вторых, государством, выступающим в качестве собственника некоторых
отраслей экономики или отдельных предприятий, т. е. непосредственно осуще-
ствляющим экономическую деятельность. Во втором случае государство, как
правило, подчиняется общим законам рыночной экономики, т. е. для него дей-
ствуют те же законы, что и для частных предприятий . Тем самым практика показывает, что возникает существенное расхождение между теоретической моделью и реальностями рынка, поскольку институты ча-
стной собственности на средства производства включают в себя возможности
неограниченного накопления капитала и концентрации производства. Сегодня
на Западе фактически сложилось несколько отличающихся друг от друга раз-
новидностей «рыночных экономик».
Например, США ближе других стоят к принципу «laissez fairer. В противо-
положность этому Франция имеет весьма сильную государственную промыш-
ленность. И поэтому «плапификация» была одним из распространенных лозун-
гов. В Германии, а также в Австрии получила развитие модель «социального
рыночного хозяйствам.
Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное
хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же
неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря
уже о социальной несправедливости. Основная и лея социального рыночного
хозяйства заключается в следующем: «Принцип рыночной свободы должен быть
взаимосвязан с поддержанием социальной гармонии». Экономическое регулиро-
вание и координация деятельности должны происходить в первую очередь че-
рез рынки. Однако государство обязано вмешиваться с теми или иными кор-
ректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыноч-
ных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым резуль-
татам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела,
промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регули-
руемой системами экономики. Рыночное хозяйство здесь выступает как несу-
щая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само
себе, асознательно регулируется государством. Так возникает социально управ-
ляемый рыночный механизм.
Итак, современное государство организовано одновременно и как иерархиче-
ская структура, и как система уровней и элементов, между которыми разделе-
ны полномочия (или которые связаны отношениями политической конкурент-
ом борьбы). Максимально возможное разграничение компетенций между уров-
нями государственной власти и реализация властных функций на основе прин-
ципа субсидиарное (лат. subsidium — помощь) в наибольшей степени адекват-
ны эффективной рыночной системе. И наоборот, авторитарная иерархическая.
Можно выделить два аспекта регулирующей деятельности: первый имеет от-
ношение к различным уровням экономической системы, второй изменяет отно-
шение между организациями внутри одного и того же уровня.
В первом случае речь идет о государственных экономических решениях,
поиводящих к структурным сдвигам в работе крупных секторов экономики.
Во втором случае речь идет о вмешательстве, изменяющем отношения между
организациями или условия этих отношений.
Наконец, нельзя игнорировать такой важный факт, что государство обладает
контролем над сообществом экономических организаций, в более точном смыс-
ле — организаций, которые действуют на рынках и подчиняются, хотя бы час-
тично, его правилам. Речь идет, конечно, о государственных предприятиях.
Организационная культура последние годы интерес к культуре организаций резко усилился. Это связано с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации.
Многочисленные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных па развитие «духа» корпорации, во благо всех заинтересованных в се деятельности сторон Понятие организационной культуры в последние годы было существенно переосмыслено, и в результате этого оно получило более широкое распространение. Это понятие трактуется на основе двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации, и с точки зрения культурных структур, обзор которых был сделан голландским исследователем Геерте Хофштеде (G. Hofstcde). При этом основное внимание уделяется различиям между национальными культурами. Этот последний аспект имеет огромное значение в условиях, когда усиливаются процессы интернационализации и глобализации бизнеса. Признанное толкование понятия «культура» касается внутренней жизни организации: это образ жизни, мышление, действия и существование. Речь может идти, например, о порядке принятия решений или о том,как поощряются или наказываются служащие. Это понятие включает и связи внутри организации, и терпимость к оппозиции.
Высокое экономическое и идеологическое значение организационной куль-
туры в современных условиях делает процессы, се формирования и динамичной
трансформации объектом борьбы разных сил. Суть этой борьбы сводится к ди-
лемме: быть ли организационной культуре средством изощренного и узкогруп-
пового манипулирования сознанием и поведением людей или мощным объеди-
няющим, конструктивным и одухотворяющим началом в деятельности совре-
менных хозяйственных организаций.
При организации труда тейлоровского типа традиционные условия произ-
водства объективно не требовали
использования моральной
На себя высокую ответственность, стремящиеся реализовать свои творчее и
организаторские способности. В итоге как бы смыкаются два потока
Рис.1.4. Функция организационной культуры в управлении
Как свидетельствуют исследования западных экономистов, трансакциониые
издержки особенно велики
на начальном этапе
коллективной собственности ее персонала. Впоследствии они окупаются
в результате более эффективной системы стимулирования и управления. По-
этому начальный этап является тем порогом, для преодоления которого необхо-
дима помощь извне в виде льготных кредитов и государственных субсидий.
Кроме того, меньшие по размерам фирмы легче вписываются в новые правовые
отношения коллективной собственности и участие в управлении.
4. Общая схема
функционирования рыночных
Подводя итоги данной главы, можно сделать вывод о необходимости созда-ния предсказуемой среды функционирования менеджмента организации. Взаи-
мообусловленность норм и правил рыночного поведения, с одной стороны,
и существование организации в совокупности социально-экономических пра-
вил, как процедуры координации усилий участников,— с другой, создают усло-
вия предсказуемости (или непредсказуемости) среды процесса принятия реше-
ний .
В такой системе велика роль формальных правил, обязательных для каждо-
го субъекта хозяйствования: свобода конкуренции, обязательность контрактов и
надежность прав собственности. Однако создание, использование, поддержание
и преобразование институциональной системы функционирования менеджмента
организации требуют издержек.
Таким образом, трапсакциоиные издержки тем больше, чем выше неопреде-
ленность условий
следовательно] риски. Поэтому организация может или изменить эти условия
(стратегии роста организации),
или приспособиться к ним (
ния и адаптация). В той мере, и какой организация обладает властью рынка,
она обладает и властью над институциональной средой.
Анализ организационной структуры управления ОАО «Мобильные ТелеСистемы»
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Для эффективного управления
организацией необходимо, чтобы ее
структура соответствовала
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Рассматриваемое предприятие
имеет линейную структуру управления.
Во главе организации стоит
Так, каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной
структуре управления решения передаются
по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления
подчинен руководителю более высокого
над ним уровня, формируется своего рода
иерархия руководителей организации.
В данном случае действует принцип единоначалия,
суть которого состоит в том, что подчиненные
выполняют распоряжения только одного
руководителя.Вышестоящий орган управления
не имеет права отдавать распоряжения
каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного
начальника.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой.
Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Основными отрицательными
моментами использования
В настоящее время на предприятии МТС система набора и подбора кадров как таковая отсутствует.
Прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати и объявление в интернете.
Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих на предприятии.
Функции отдела кадров при приеме на работу сводятся к предварительной беседе с кандидатом и направление его на собеседование к руководителю подразделения, в которое намечен его прием. Положительное или отрицательное решение руководителя подразделения является основанием для приема на работу.
При положительном заключении руководителя подразделения отдел кадров оформляет необходимые документы и готовит приказ директора о приеме на работу.
Отдельным категориям работников, устанавливается испытательный срок, но, судя по тому, что за последние два года увольнения с формулировкой, как не выдержавший испытательный срок не было, то это пустая формальность.
Адаптацией работников практически не занимаются.
В редких случаях вновь
принятому работнику