Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:33, доклад
Существует три вида концертной деятельности XVIII—XIX веков, а именно концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).
Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
Для более подробного толкования
значения данного термина обратимся
к Оксфордскому словарю, изданному
в 1989 году33 The Oxford English Dictionary second edition,
volume XV Ser-Soosy. Clarendon press, Oxfort 1989. с. 30.. Из трех
представленных в нем два значения “Show”
уже рассматривались в предыдущих изданиях:
1) принадлежность к показу (в этом случае
обязательно, чтобы что-то демонстрировалось
как образец, например: а) выставки удивительных
вещей, диких животных; представления;
спектакли; карнавалы; театрализованные
шествия; цирковые выступления; театры
восковых фигур и т.п.; б) различные публичные
выступления; в) военные действия); 2) глагольная
форма: смотреть на …; глазеть; шпионить; инспектировать;
Нужно отметить, что впервые в английской литературе “Show” употребляется в значении действия для восприятия, которое характеризуется с точки зрения внешнего вида представляемого действия. В 1320 г. Сер Иристер употребил этот термин в следующем контексте: “…много людей видели это шоу”. В 1609 году Вибл написал: “В шоу она будет появляться в виде терпентинного дерева и дуба”. Ваккон в 1625 г. отметил: “… игра в этом шоу подобна страху”. Данное значение используется, когда увиденное производит очень сильное впечатление. Представляемое действо может принимать формы нереальности, нарочитости; использовать трюк, обман, вводить в заблуждение и заставлять воспринимающего находиться в напряжении.
“Шоу (англ. Show) -- пышное сценическое зрелище с участием звезд эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п.:
“Шоу (англ. Show -- зрелище, показ) -- спектакль в широком смысле слова, который на Западе нередко сопровождает проведение каких-либо мероприятий в общественной или культурной жизни, например, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий и т.п. Артизация и другие проявления "массовой культуры" смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Артизации принадлежит особая роль в превращении даже партийных съездов (например, в США) в своеобразные шоу-разновидности карнавального или циркового представления с масками и колпаками для их участников, с хлопушками, дудками, серпантином и т.д. Непосредственно развлекательные эстрадные или телевизионные шоу, несмотря на их показную аполитичность, часто также имеют идеологическую подоплеку -- утверждение буржуазных ценностей и образа жизни”.
“Шоу (англ. Show) -- массовое зрелище, один из главных элементов “массовой культуры”, рассчитаный на психологическое воздействие на зрителя. Этим обусловлена внешняя крикливость и частая вульгарность подобного рода мероприятий, апелляция к средним вкусам обывателя. В современной западной культуре шоу всячески рекламируется как один из наиболее демократичных видов искусства, что, впрочем, вовсе не исключает, а напротив, предполагает их широкое использование во всякого рода политических акциях, избирательных компаниях и т.д. Высокая степень популярности шоу в современном мире, их несомненный коммерческий успех обусловили появление особого рода предпринимательской деятельности -- шоу-бизнеса".
Слово “шоу” в значении представления, зрелища встречается в период появления мюзик-холлов, варьете, кабаре, но его элементы присутствуют в выступлениях таких странствующих комедиантов, как скоморохи (Россия), шпильманы (Германия), жонглеры (Франция), франты (Польша), истоки же его восходят к искусству Египта, Греции, Рима. Характерными для этих выступлений являлись сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика. Все это можно отнести к зачатками будущих шоу, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, сбывавшие при помощи прибауток, острот, веселых куплетов любой товар на площадях и рынках, стали предшественниками конферанса Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: “Наука”, 1975.. Все эти выступления носили массовый и доходчивый характер. Средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой тех представлений была миниатюра, отличавшаяся от театра. Артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем.
Развлечения под открытым
небом, зависевшие от капризов природы,
уступили место досугу в закрытых
помещениях. Английские пабы (пивные залы)
“впустили” туда актеров и музыкантов-
Мюзик-холлы возникли на промышленном севере Великобритании. Самым первым считается основанный в 1832 году “Стармюзик-холл” в Болтоне (Ланкашир). Историки английского мюзик-холла особо выделяют деятельность Шарля Мортона (1819 -- 1904), основателя таких лондонских мюзик-холлов, как “Кентерберийский холм”, “Харчевня кабана”, “Альгамбра”, “Палас-театр”. Мортон начал с того, что перестроил развалившуюся таверну в помещение для представлений. Зал, вмещавший 700 человек, получил название “Кентерберийский холм”. “Сначала представления давались в вечернее время по четвергам для торговцев и рабочих квартала, затем -- по субботам, чтобы они могли привести с собой и жен. Такого никогда раньше не было, -- продолжает исследователь, -- так как дамы ходили до этого только в театры. Никогда ни одна дама не была в кафе..."11 Jacques-Charles. Cent ans de music-hall. Geneve - Paris, 1956, c.18..
Родившись в залах отелей,
в кафе и ресторанах, эта форма
развлечения очень медленно продвигалась
в сторону отделения концертно-
В 70 -- 80-х гг. ХIX столетия самые крупные парижские кафе-концерты также стали называться мюзик-холлами, и на их сценах обычная дивертисментная программа постепенно переродилась в спектакль-ревю (обозрение), где было занято еще большее число участников, наличествовало роскошное оформление, а в актерском исполнении присутствовали элементы подчеркнутой эротики. Образовалась граница между залом и подмостками в виде световой рампы и занавеса, в результате чего видоизменилась система общения артистов с залом. Развивались зрелищные формы воздействия. Увеличившиеся по сравнению с кафе-концертами размеры сцены и зала потребовали массовости участников в концертных номерах, что привело к укрупнению самого зрелища, переставшего быть на вторых ролях в качестве фона, общего плана и получившего такую же аудиторию зрителей, как и в театре. Это были уже зрители, а не соучастники представления, как в мюзик-холле; эта аудитория собиралась специально для просмотра зрелищ.
Имеет место дальнейшее стремление к масштабности, внешней помпезности, декоративности зрелища. Понятие “шоу” начинают связывать с эпохой научно-технической революции. Технические возможности оснащают современные формы развлечений новыми художественными приемами. Звукоусилительная и звукосинтезирующая аппаратура, позволяющая добиваться массы выразительных и неожиданных музыкальных и световых эффектов, пространственные декорации, применение кино -- все это делает современное шоу зрелищно чрезвычайно впечатляющим.
В России истоки шоу искусствовед Зоркая Н.М. видит в балагане: “В доморощенных, утлых, кустарных формах площадного зрелища, полудеревенской потехе впервые проступают и твердеют, резче прочерчиваются контуры грядущей “индустрии развлечений”, того, что в Америке будет названо “шоу”, что зародилось и начало процветать вместе с подъемом русского свободного предпринимательства и быстро было пресечено, оборвано начавшейся войной и революцией".
История и эволюция балагана сопровождается нарастанием массовости, напрямую связанной с урбанизацией, постоянным ростом городов на протяжении всего XIX века, особенно в пореформенные годы, и, как следствие, пополнением городов все новыми людскими массами, устремляющимися на ярмарочную площадь. Балаганный театр явился первым четко функционировавшим коммерческим зрелищным предприятием в России, чему способствовали, прежде всего, многолюдство и толчея на ярмарочных площадях, заставившие увеличить количество представлений в больших балаганных театрах первой линии. Представления начинались в полдень и заканчивались поздним вечером, шли без антрактов, длились по сорок минут и повторялись по восемь и более раз в день, а это уже почти прокат киноленты в иллюзионе. Балаганы оказались делом весьма прибыльным для их владельцев, сумевших понять важную коммерческую закономерность массовой исторической эпохи: чем дешевле продашь наибольшему количеству покупателей, тем больше наживешь.
Смешное, трогательное, зрелищное, чудесное -- вот манки, прелести балаганного представления.
Законы лубочной сцены вырабатывались на практике. “… Спектакли народного театра должны быть яркими, занимательными, с острыми конфликтами, с обязательной победой добра над злом. Постановка и игра актеров также должны быть яркими, по возможности без полутонов. Характеры следует отчерчивать со всей возможной определенностью: уж если герой -- то герой, а если комик -- то уж комик”, -- таковы, по мнению Ю. Дмитриева незыблемые законы, перешедшие из фольклорного театра в балаганный.
Зрелищность -- одно из кардинальных свойств балаганной сцены. Балаган не любил разговора, оставлял слово дедам на раусе (раешникам). Внутри шатров и сараев царило действие: пантомима, живая картина, танец, марши, номера. На зрелищности держались основные жанры балаганного театра: пантомима-арлекиниада, феерия, “разбойничья”, историко-патриотическое представление, волшебная сказка, инсценировка классики.
Концертная деятельность, на настоящий момент, является наиболее обширным сектором российского музыкального бизнеса, оставаясь на протяжении многих лет основным источником доходов музыкантов и авторов. По оценкам экспертов, на 2010 год объём концертного рынка России составлял $ 2,1 млрд.. В прессе отмечали, что «цифровая революция» последних лет практически разрушила прежнюю систему продаж физических носителей, что отразилось на снижении доходов музыкантов и одновременно привело к интенсификации концертной деятельности. При этом российский рынок давно существовал по данной схеме, в связи с высоким уровнем музыкального пиратства. Генеральный директор коммуникационного холдинга InterMedia Евгений Сафронов отмечал, что спецификой концертной деятельности является отсутствие лицензирования, что вызывает сложности с подсчётом её объёмов. По оценкам исследований, вступления поп-артистов составляю половину концертного рынка, далее следуют исполнители в стиле рок (29,3%), классическая музыка (9,4%), джаз (6,3%) и разговорный жанр (5,9%).
По оценкам экспертов, в России на 2013 год работают около 4,5 тыс. компаний по организации гастролей. Большинство из них — мелкие компании, в которых занято от 3-х до 6-и человек. Концертных площадок по России около 10 тысяч, при этом половина из них это музеи. Очень большое число занимают маленькие концертные площадки и клубы, рассчитанные на 100—200 человек. При этом полноценных функционирующих концертных залов в РФ на апрель 2012 года насчитывалось около 40 штук, в то время как в США их число превышает 200 штук. Государственный сектор в этом сегменте бизнеса сведён к минимуму и единственной крупной госкомпанией по организации выступлений эксперты называют Московскую государственную филармонию, которая организует большое количество выступлений классических музыкантов по всей стране.
Основными проблемами концертного бизнеса называют завышенные риски и низкую окупаемость мероприятий, завышенные гонорары исполнителей, высокую стоимость билетов, коррупцию, логистику и несоразмерные расходы на рекламу. В последние годы возросло число гастролей в Россию зарубежных звёзд, хотя их выступления проходят в основном в столицах, в которых сконцентрировано 40—50% всего концертного рынка страны. Наиболее успешными в этом отношении были выступления в 2010 году Rammstein, Metallica и Криса Ри и, особенно, группы U2, на концерт которых в Москве было продано 60 тыс. билетов.
К положительным качествам индустрии относят постоянный и уверенный рост концертного рынка. За последние годы активно развивался сегмент билетных операторов, которых на 2013 год уже более 200. По мнению экспертов, они выступают драйвером рынка, развивая системы оплаты и доставки билетов. Промоутер и клубный девелопер Игорь Тонких положительно отзывался о росте рынка, отмечая: «За последние годы гонорары артистов выросли почти в 10 раз. Это говорит о росте внутреннего качества всего рынка». Борис Барабанов на круглом столе «Концертный рынок в России: казнить нельзя помиловать» в апреле 2013 года отмечал, что при сохранении старых проблем, в концертном деле появились положительные моменты в виде изменений промо спонсоров и наращивании активности концертной деятельности в регионах.
В начале 2013 года депутатом Алексеем Митрофановым в ГосДуму РФ был внесён законопроект поправок к «Основам законодательства РФ о культуре», на основании которого предполагается ввести лицензирование концертной деятельности. Проект вызвал критику со стороны представителей концертного рынка, которые негативно рассматривали предложение введения обязательной банковской гарантии на сумму 150 млн. рублей для организаторов мероприятия, называя такую цифру в сегодняшних условиях нереальной.
Информация о работе История концертной деятельности в России и в мире