История управленческой мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования данной работы является изучение эволюции, истории управленческой мысли.
Целью исследования можно назвать - всестороннее изучение истории возникновения и развития управленческой мысли в России.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные этапы управленческой мысли.
2. Изучить историю управленческой мысли в России.

Вложенные файлы: 1 файл

История упраленческоц мысли.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Тема данной курсовой работы: «История управленческой мысли в России. Работа состоит из трех глав, 35 страниц.

Первая глава является теоретической, она состоит из 2 частей и содержит 7 страниц. В данной главе рассматриваются эволюция, т.е. основные этапы развития управленческой мысли.

Вторая глава  работы  является практической, она состоит из 7 частей. В рассматривается непосредственно история развития управленческой мысли в России.

Третья глава состоит из 2 частей, 3 страниц. В ней раасмтриваются  современные проблемы управления в России.

В курсовой работе использовано   15 литературных  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество  обслуживания  населения.

Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности.

На протяжении веков мысль об эффективной организации производства, начиная от личного хозяйства и кончая государственным, занимала умы практиков и ученых-экономистов, социологов, историков, политологов, правоведов и др. Естественно, к настоящему времени накоплен громадный опыт и теоретические знания по управлению народным хозяйством на всех уровнях.

Выбранная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам.

Предметом  исследования данной работы является изучение эволюции, истории управленческой мысли.

Целью исследования можно назвать  - всестороннее изучение истории возникновения и   развития управленческой мысли в России.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить основные этапы  управленческой мысли.

2. Изучить историю управленческой  мысли в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Эволюция управленческой  мысли

 

1.1 Основные этапы  развития  управленческой мысли

 

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражена в управленческих моделях, которые были разработаны учеными и специалистами, а затем реализованы на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической базы производства; среднестатистического работника как носителя творческого потенциала; экономического и социальной среды; управленческой науки вообще. [4]

В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы [9]. На этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях. Первую из них он называет религиозно-коммерческой и связывает с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров. Этому предшествовала замена священного обычая приносить человеческие жертвы на ритуальные жертвы в виде даров - денег, драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного, домашнего, ремесленного труда. Постепенно церковь, которая по существу была неотделима от государства, стала контролировать огромное имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. При строительстве, например, сооружений Древнего Египта во всем блеске было проявлено управленческое искусство и умение планировать и организовывать долгосрочные работы, мобилизовывать и использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате произошло известное обособление (качественное превращение, скачок) управления и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор природных плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами - к организации их производства (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии хозяйственного управления.

Вторая управленческая революция носит светско-административный характер и связывается с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 - 1750гг. до н.э.). При нем был создан знаменитый кодекс Хаммурапи, содержавший 285 законов, которые позволяли выстроить эффективную систему управления обширными владениями и регулировать отношения между социальными группами населения, опираясь не на личный произвол и размытые племенные традиции, а на сформулированные в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи ввел новый лидерский стиль, который в отличие от предыдущих правителей наглядно демонстрировал его стремление быть заботливым "отцом" и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную атмосферу и мотивацию поведения.

Третья управленческая революция носит поизводственно-строительный характер и связывается с именем царя Навуходоноссора II (605 - 562гг. до н.э.), который был автором проектов Вавилонской башни и висячих садов, системы производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. Третью революцию в менеджменте характеризует применение методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции. В Древнем Риме она дала систему территориального управления Диоклетиана (243-316гг. н.э.) и административную иерархию Римской католической церкви, которая и сейчас считается наиболее совершенной формальной организацией западного мира.

Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVII-XIX веков и по существу стала её результатом. Переход от мануфактуры (ручного производства) к фабричному (крупному машинному) производству ознаменовал резкое разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций, что не могло не вызвать появления армии работников, чьей единственной функцией стало "сведение" воедино деятельности людей, занятых на определенном участке, с целью произвести продукт при наименьших затратах. Собственник (владелец) орудий производства по мере укрупнения фабрики перестает непосредственно участвовать не только в производственном процессе (для этого он нанимает рабочих), но и в процессе управления производством товаров и воспроизводством капитала, перекладывая и препоручая эту функцию наемным управляющим. Контрольная функция при этом остается за собственником. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющие становятся важнейшими участниками хозяйственно-экономических процессов. Управление постепенно стало превращаться в специфическую отрасль знаний и умений, которые необходимо накапливать, приумножать и передавать нуждающимся в них работникам.

Пятая управленческая революция называется менеджерской и по временному интервалу ложится почти целиком на двадцатое столетие. Сущность качественного изменения состоит в том, что менеджеры, заняв ключевые позиции в управлении производством, принципиальным образом потеснили собственников предприятий и акционеров и в выполнении контрольных функций (последнего оплота владельцев). На историческую обреченность класса капиталистов, не смотря на разные исходные позиции, указывали еще Гегель, Маркс, Вебер. Рост бюрократии, или администрации в государственном и частном секторе в ХХ веке стал объективным отражением неспособности класса капиталистов управлять сверхсложными технологическими, экономическими и социальными процессами. Постоянно и объективно укрупняясь, собственность теряет преимущественно индивидуально-частный характер и превращается в акционерную, коллективную собственность без акцентированного владельца. В своей книге "Менеджерская революция", вышедшей в 1941г., Джеймс Бернхэм пришел к выводу о том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих, и именно последние, лишенные функций владения, могут осуществлять экономическое и политическое руководство в интересах всего общества. Идею о переходе контроля над производством к управленческому персоналу и превращении последнего в непобедимую силу еще в середине ХХ века поддерживали и развивали в своих работах П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Гэлбрейт, П.Друкер.

 

1.2 Основные подходы и  школы управления

 

Как это часто бывает в науке, сторонники каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективного достижения целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в определенных ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в другие. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.

К настоящему времени известны четыре важнейших подходы к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления [11]:

1. Подход с позиций выделения различных школ управления. Здесь выделяют школу научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

Родоначальником новой науки, науки управления можно назвать американского инженера и исследователя Фредерика У. Тейлора (1856-1915). В опубликованных им книгах "Управление предприятием" (1903) и "Принципы научного управления" (1911) нашли отражение основные теоретические положения его системы, получившей название "тейлоризм". Настоящий взрыв интереса к научному управления состоялся в 1911 году, когда Ф. Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления". Он обосновал необходимость научного подхода к управлению. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриальной труда, по типу инженерного. Результаты его исследований анализировались для проектирования более эффективных методов работы [3].

Среди основных положений школы научного управления внесших весомый вклад в теорию и практику управления можно отметить следующие [6]:

1.Использование научного анализа  для определения лучших способов  выполнения задачи.

2.Подбор работников, которые лучше подходят для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3.ЗОбеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач.

4.Систематичное и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

5.Выделение планирования и обдумывания от самой работы.

Родоначальником системного управления организацией ("административная школа") по праву считается А. Файоль (1841-1925). Он впервые представил в структурированной форме деятельности предприятия.

В 1930-1950 г.г. активно развивается новая школа теории управления - доктрины "человеческих отношений". Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и школы административного управления полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Одним из ее основоположников был американский социолог и психолог Элтон Мейо (1880-1949).

Русская школа управления и ее представители также внесли весомый вклад в развитие общемировой управленческой мысли. Российская модель управления, основанная на общинных, артильних и монастырских методах хозяйствования, на протяжении веков показывала свою экономическую состоятельность, позволяя России играть на мировой арене роль великой державы. В промышленном отношении Россия была одной из самых развитых стран мира, и поэтому управленческая наука здесь развивалась теми же темпами, что и в западных странах.

Одним из представителей школы поведенческого направления был талантливый американский психолог российского происхождения А. Маслов (Маслоу, 1908-1970), который предложил классическую теорию мотивации, которая стала основой "иерархии потребностей". Суть его теории заключается в том, что человек по своей природе имеет широкий спектр потребностей, которые она стремится удовлетворить, это мотивом ее поведения. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, которая сосредоточилась преимущественно на методах налаживания человеческих отношений. Новый подход стремился в большей степени помочь сотруднику понять собственные возможности на основе концепций поведенческих наук относительно построения и управления организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника и организацию.

Информация о работе История управленческой мысли в России