Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:07, контрольная работа
Целью работы является анализ основных принципов школы человеческих отношений. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить зарождение теории человеческих отношений в менеджменте, выявить ее основные отличия от классической теории;
2) проанализировать основные принципы теории человеческих отношений;
3) выявить применение принципов и методов теории человеческих отношений в концепциях современного менеджмента
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Зарождение и развитие теории человеческих отношений
и ее основные представители 5
Глава 2. Сущностные характеристики теории человеческих
отношений 8
Глава 3. Отражение основных положений теории человеческих
отношений в концепциях современного менеджмента 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 19
- будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно для тебя не имеют значения;
- будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно; имей бесконечное терпение;
- будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;
- будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражения;
- будь краток;
- всегда благодари подчиненного за хорошую работу;
- не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица;
- не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни;
- выбор и обучение подчиненного — более благодарная задача, чем выполнение дела самим;
- если действия сотрудников в корне не расходятся с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий; не спорь по мелочам, которые только затрудняют работу;
- не бойся подчиненного, который способней тебя, а гордись им;
- никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, после этого применяй ее в максимально возможной степени;
- если твои распоряжения оказались ошибочными, признай ошибку;
- всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном виде.
В умении обходиться с людьми заключается суть управления, считает Ли Якокка. Он писал: «Мне встречалось много людей, которые были умнее меня... и тем не менее я их оставил далеко позади. Почему? Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно и просто».
Почему первый этап в развитии науки управления сменился этапом господства теории «человеческих отношений»? Причина, по-моему, кроется в переходе на новую стадию самого производства, когда с завершением механизации обнаружились все минусы пренебрежения человеческим фактором. Раньше других эта стадия была достигнута в американской промышленности. Поэтому именно здесь начался поиск новой концепции управления. Теперь уже стало недостаточно (и неэффективно) приспособить человека к машине. Научно-технический прогресс потребовал изменения роли человека в технологическом процессе, что вызвало объективную потребность в том, чтобы рабочий имел известное представление о производстве, в которое он оказался включенным. Изменение роли работника привело к тому, что эффективное управление производством потребовало учитывать не только требования системы «человек-машина», но и системы «человек-коллектив». Именно это обстоятельство обусловило появление теории «человеческих отношений», авторы которой доказывали необходимость учитывать как психологические факторы (климат в группе), так и социальные притязания работников (в частности, право на участие в управлении производством, о чем писала М. Фоллет).
Развивая подходы
«школы человеческих отношений»
Принципы «школы
человеческих отношений» во
Для организации типа
Х характерны следующие
1. Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается ее избегать;
2. Вследствие нежелания
работать большинство людей
3. Средний человек
предпочитает, чтобы им управляли,
старается не брать на себя
ответственности, имеет
Теория Y имеет следующие предпосылки:
1. Выражение физических
и эмоциональных усилий на
работе для человека столь
же естественно, как и во
время игры или на отдыхе. Нежелание
работать не является
2. Ответственность
и обязательства по отношению
к целям организации зависят
от вознаграждения, получаемого
за результаты труда. Наиболее
важным вознаграждением
3. Обычный человек, воспитанный
определенным образом, не
МкГрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Однако индустриальное общество (общество середины ХХ в.) слабо использовало интеллектуальный потенциал обычного человека. Еще в 50-е годы ХХ в. МкГрегор сделал вывод о том, что управление типа Y гораздо эффективнее, и рекомендовал менеджерам создавать условия, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей. Позднее — в 90-х гг. ХХ в. в России В.И. Бовыкин разработал и внедрил на ряде отечественных предприятий методы сближения интересов работника и работодателя.
Фредерик Герцберг создал теорию двух факторов, влияющих на удовлетворенность человека своими действиями на производстве. На стыке 50-х — 60-х гг. ХХ в. Герцберг совместно с коллегами провел исследование, чтобы выяснить, какие факторы вызывают удовлетворенность или же неудовлетворенность человека на работе. Вывод, который он сделал на основе этого исследования, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что удовлетворенность и неудовлетворенность, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами. Факторы, вызывающие рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность
«Отсутствие
Процесс «неудовлетворенность
— отсутствие
Гигиенические
факторы помогают человеку
Ф. Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности (например, из-за низкой заработной платы, плохих условий труда) менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. Но и после того, как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью факторов «здоровья» («гигиенических факторов») — бесполезное дело! Менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов для достижения работниками состояния удовлетворенности, что будет предпосылкой высоких результатов труда, заинтересованного отношения работников к делу.
Все сказанное
может служить введением в
общий курс менеджмента,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школа «человеческих отношений» в наибольшей степени развилась в 1926-1950 г.г. В 1930-е годы центр тяжести исследований сместился с индивидуального труда на работу трудовых коллективов, что было вызвано ростом интенсификацией производственных конфликтов, критикой иерархической структуры власти и появлением предпосылок для рождения концепции «менеджмента участия» или «патисипативного менеджмента». Рождение школы связывается с публикацией результатов 6-летних исследований (1927-33 г.г.), проводившихся в г. Хоторн (штат Иллинойс, США) на предприятии «Вестерн электрик», которые в значительной степени носили противоречивый характер, но провозгласили принцип увеличения производительности труда при позитивном отношении менеджеров к потребностям работников.
Исследования человеческих
отношений внесли много
- увеличение внимания к социальным, групповым потребностям человекам;
- стремление к обогащению рабочих мест;
- «приземленность управления», «менеджмент участия»;
- повышение роли неформальных отношений в коллективе;
- развитие средств и методик изучения взаимодействия формальных и неформальных организаций.
Представителями школы
человеческих отношений
Основываясь на своих
исследованиях и выводах,
Информация о работе Итоги развития школы человеческих отношений