Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 10:09, реферат
Процесс реформирования институтов и организационной среды государственного управления - один из приоритетов государственной политики на современном этапе развития российского общества. Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает создание качественной системы подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. В настоящее время укрепляются институциональные основы обучения кадров, в том числе в системе государственной службы, однако проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию мотивации чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти.
Введение
1. Теоретические основы кадровой политики
2. Кадровая политика
3. Типы кадровой политики
4. Этапы проектирования кадровой политики
5. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
6. Условия разработки кадровой политики
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы кадровой политики
2. Кадровая политика
3. Типы кадровой политики
4. Этапы проектирования кадровой политики
5. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
6. Условия разработки кадровой политики
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс реформирования институтов
и организационной среды
В условиях рыночной экономики предприятия испытывают давление конкуренции: быстро меняются потребительские предпочтения, сравниваются цена, качество, ассортимент товаров.
Основой конкурентоспособного
предприятия является его способность
адекватно реагировать на изменения
внешней среды, своевременно прогнозировать
эти изменения и выпускать
востребованную, конкурентоспособную
продукцию. Чтобы остаться на плаву,
предприятию необходимо внедрять новую
технику, технологии, иные инновации, что
невозможно без постоянного
Данная работа посвящена изучению и анализу кадровой политики.
Трактовка термина «кадровая политика» в научной литературе очень многообразна. Исследователи выделяют несколько подходов при формулировании этого понятия: стратегический, деятельностный, институциональный, кумулятивный и интегральный. Мы примем за основу кумулятивный подход в качестве базового возьмем определение автора Шапиро С. А.: «Кадровая политика – это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников для достижения целей, стоящих перед организациями».
Основные элементы кадровой
политики приведены на рис. 1. В свою
очередь, элементы кадровой политики можно
выразить через ее основные направления,
которые предоставлены в табл.
Рис.1 – Элементы кадровой политики
Таблица 1 – Основные направления кадровой политики организации
Элементы кадровой политики |
Направление кадровой политики и его содержание |
Политика в области управления составом персонала |
Планирование, подбор, отбор, найм, расстановка, высвобождение персонала. Определяются: основные характеристики персонала, необходимые для выполнения стратегических целей организации; основные подходы к планированию персонала; принципы привлечения, расстановки и высвобождения персонала; принципы и критерии оценки при отборе, зачислении в кадровый резерв, продвижении |
Политика в области развития персонала |
Развитие персонала. Формулируются: основные требования к системе обучения персонала, приоритетные направления обучения для различных категорий персонала; подходы в планировании карьеры; работы с кадровым резервом |
Политика в области мотивации и оценки персонала |
Мотивация и оценка персонала. Определяются: цели и основные направления материальной мотивации (базовая и переменная часть вознаграждения, надбавки, возможность участия в прибыли и т.д.); нематериальной мотивации; социальной защиты персонала; принципы и критерии оценки, влияющие на размер вознаграждения |
Политика в области и социально-трудовых отношений |
Корпоративная культура, социально-психологический климат и социально-трудовые отношения. Формулируются: основные стандарты и ценности корпоративной культуры, направления ее развития; способы диагностики и разрешения конфликтов; подходы к созданию условий труда |
Принцип соответствия общей
стратегии фирмы и ее социально-кадровой
политики является аксиомой современного
менеджмента. Определение параметров
оптимального соотношения бизнес-стратегии
фирмы и ее кадровой политики, действительно,
позволяет достигать
Однако, в российской научной
литературе отсутствуют развернутые
исследования реального соотношения
бизнес-стратегий и социально-
-социальные аспекты
-взаимоотношения внутри
предприятий при реализации
Если первый подход опирается на микроэкономический инструментарий (эконометрические методы) и анализирует в основном композитные процессы, то второй подход базируется на этнографическом инструментарии (качественные монографические исследования) и анализирует социальную динамику на уровне средних и малых групп.
В обоих подходах в минимальных размерах присутствует предприятие как субъект (а не только объект) хозяйственной и социальной деятельности, игнорируется целеположенность отбора вариантов развития предприятия.
Таким образом, основные цели решения проблемы соотношения бизнес-стратегий и социально-кадровой политики предприятия были сформулированы следующим образом:
-построение типологии
бизнес-стратегий российских
-разнесение российских
предприятий в соответствии с
предложенной типологией, используя
доступные данные массовых
-определение основных вариантов построения кадровых систем и социальных политик российских предприятий;
-выявление основных типов
соотношений бизнес-стратегий,
2. Кадровая политика.
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Кадровая политика – это
целенаправленная деятельность по созданию
трудового коллектива, который наилучшим
образом способствовал бы совмещению
целей и приоритетов
Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
а) переводить на сокращенные формы занятости;
б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;
в) направлять на длительную переподготовку и т.п.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика должна
быть тесно увязана со
2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
3. Поскольку формирование
квалифицированной рабочей
4. Кадровая политика должна
обеспечить индивидуальный
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может
быть основана на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основана на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнейшую перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
3. типы кадровой политики
Кадровая политика позволяет выделить, как минимум, два основания для их группировки. Первое основание связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
Вторым основанием для дифференциации
кадровой политики могут быть степень
открытости организации по отношению
к внешней среде при
Рассмотрим подробнее каждый из упомянутых вариантов кадровой политики.
Пассивная и реактивная кадровая политика.
Само словосочетание «пассивная
политика» на первый взгляд представляется
алогичным. Однако нередко встречаются
ситуации, при которых руководство
организации не имеет выраженной
программы действий в отношении
собственного персонала, а кадровая
работа сводится к рутинному функционированию
или ликвидации «непредвиденных
и непонятно откуда свалившихся
негативных последствий». Для такой
организации характерно отсутствие
прогноза кадровых потребностей, средств
оценки труда и персонала, диагностики
кадровой ситуации в целом. Руководство
чаще всего вынуждено работать в
режиме экстренного реагирования на
возникающие конфликтные