Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:17, контрольная работа
Менеджмент – управление социально-экономическими системами. Управление – процесс
целенаправленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджмент и
управление слова – синонимы. Менеджмент – процесс планирования, организации,
мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их
достижения. Менеджмент – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу
в эффективную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент -
управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация
фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей. 2.
постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению
оптимальных результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную
самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений. 4. постоянную
корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5.
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной
техникой для многовариантных расчетов при принятии решений.
1 вопрос: Категории «управление»
и «менеджмент» и их
Менеджмент – управление социально-экономическими системами. Управление – процесс
целенаправленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджмент и
управление слова – синонимы. Менеджмент – процесс планирования, организации,
мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их
достижения. Менеджмент – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу
в эффективную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент -
управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация
фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей. 2.
постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению
оптимальных результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную
самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений. 4. постоянную
корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5.
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной
техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Термин
"менеджмент" применяется лишь
к управлению социально-
процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
2 вопрос: Школа научного менеджмента
Представители: Ф. Тейлор, Г.
Эмерсон, Г. Форд, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет,
Г. Гантт.
Ф. Тейлор (1865-1915) – создатель школы научного
управления, американский инженер-практик
и менеджер. По мнению Тейлора, основной
задачей менеджмента должно быть обеспечение
наибольшего процветания предпринимателя
вкупе с максимумом благосостояния каждого
работника. Он сформулировал основные
положения научного менеджмента и четыре
принципа управления, разработал собственную
систему управления. Система Тейлора была
внедрена на заводах и принесла свои результаты
– высокую производительность труда рабочих.
Тейлор считал, что функции обдумывания
и планирования нужно отделить от выполнения
работы.
Г.Л. Гантт (1861–1919) считал, что рабочие
– основная переменная в достижении максимальной
производительности труда и все остальные
параметры должны приспосабливаться к
ним. Другой идеей Гантта была система
поощрительных премий для поддержки усилий
человека.
Г. Эмерсон (1853-1931) сформулировал постулаты
научного управления в своей работе «Двенадцать
принципов производительности». Он впервые
ввел понятие производительности как
эффективности, что означает максимально
выгодное соотношение между совокупными
затратами и экономическими результатами.
Г. Форд (1863-1947) – основатель американского
автомобилестроения. Он осуществил организацию
массового поточного производства, стандартизацию
и унификацию технологических процессов,
ввел четкую систему контроля и планирования,
организовал непрерывные технологические
процессы. На своих предприятиях он ввел
конвейерную систему, установил восьмичасовой
рабочий день.
Ф. Гилбрет (1868–1924) и Л. Гилбрет (1878–1972)
анализировали физическую работу в производственных
процессах для установления более точных
рабочих норм и устранения излишних движений
и усилий, т.е. изучали движения с использованием
измерительных методов и приборов, таких,
как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр
и др. Л. Гилберт положила начало области
управления кадрами. Она исследовала вопросы,
связанные с подбором, расстановкой и
подготовкой кадров.
Формирование школы научного управления
базировалось на трех основных моментах,
которые послужили исходными принципами
для развития менеджмента:
1. Рациональная организация труда.
2. Разработка формальной структуры организации.
3. Определение мер по сотрудничеству управляющего
и рабочего.
Основные положения школы:
1. Использование материального стимулирования
работников с целью увеличения производительности
и объема производства.
2. Использование научного анализа для
определения лучших способов выполнения
задач (работ).
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми
для выполнения задач.
4. Отбор работников под определенные задачи
и их обучение.
5. Выделение управленческих функций в
самостоятельный вид деятельности.
6. Утверждение рациональных способов
управления, доказательство факта, что
научное управление возможно.
3 вопрос: Классическая школа менеджмента
Представители: А. Файоль, Л.
Урвик, М. Вебер, А.А. Богданов, А.К. Гастев,
П.М. Керженцев, Н.А. Вознесенский.
А. Файоль (1841–1925) - основатель классической
школы. В своем основном труде «Общее и
промышленное управление» (1916 г.) он разработал
подход к анализу деятельности администрации
и сформулировал некоторые, строго обязательные
принципы управления. Файоль считал, что
каждый член общества нуждается в понимании
принципов административной деятельности.
Главный вклад Файоля в теорию управления
состоял в том, что он рассмотрел управление
как универсальный процесс, состоящий
из нескольких взаимосвязанных функций.
Анализируя административную функцию,
он выделил пять ее элементов:
1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее
и вырабатывать программу действия;
2) организовывать, т.е. строить двойной
– материальный и социальный – организм
предприятия;
3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал
надлежащим образом работать;
4) координировать, т.е. связывать, объединять,
гармонизировать все действия и усилия;
5) контролировать, т.е. заботиться о том,
чтобы все совершалось согласно установленным
правилам и распоряжениям.
Макс Вебер (1864–1920), немецкий
социолог. Его основная работа «Теория
общества и экономическая организация»
посвящена анализу проблемы лидерства
и бюрократической структуре власти в
организации. Вебер выделил три основных
типа организаций в зависимости от характера
власти, которой обладает руководитель:
харизматический, традиционный и идеальный
(или бюрократический). Характеристики
идеальной (бюрократической) организации,
предложенные Вебером, позволили выделить
определенные параметры организации и
определить направления формирования
ее деятельности.
Целью классической школы было создание
универсальных принципов управления.
При этом она исходила из идеи, что следование
этим принципам несомненно приведет организацию
к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных
аспекта:
1. Разработка рациональной системы управления
организацией Сторонники классической
школы менеджмента разделяли организации
на подразделения или рабочие группы,
выполняющие определенные функции. Традиционно
такими функциями считались финансы, производство
и маркетинг.
2. Построение структуры организации и
управления работниками. Примером может
служить один из принципов управления
Анри Файоля, принцип единоначалия: «человек
должен получать приказы только от одного
начальника и подчиняться только ему одному».
4 вопрос: Школа человеческих наук
Представители: Э. Мейо, М.П. Фоллет
Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе.
Основоположником школы
человеческих отношений принято
считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние
управленческие методы всецело направлены
на достижение материальной эффективности,
а не на установление сотрудничества,
в то время как простое проявление
внимания к людям оказывает очень
большое влияние на производительность
труда.
Из других ученых этого направления можно
выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный
вклад в теорию лидерства. В работах М.
Фоллет впервые рассматривались такие
вопросы как власть и авторитет, их разграничение
и неформальное восприятие, ответственность
и делегирование ответственности, участие
рабочих в управлении. Она изучала проблему
конфликтов в коллективе, классифицируя
их на доминирование, компромисс и интеграцию,
с выработкой соответствующих рекомендаций.
Оригинально М. Фоллет определила управление
как обеспечение выполнения работы с помощью
других лиц.
Представители школы человеческих отношений
стремились рассматривать каждую организацию
как определенную "социальную систему",
что явилось новым шагом в развитии теории
управления.
К исходным положениям теории человеческих
отношений относятся:
Задача менеджмента на
этом этапе состояла в том, чтобы
в дополнение к формальным отношениям
(приказ-подчинение) между членами
групп (коллектива) развивались плодотворные
неформальные контакты. Неформальные
отношения в процессе совместного
труда были признаны весомой организационной
силой, способствующей/препятствующей
реализации корпоративных целей. Поэтому
неформальными отношениями
о своих работниках, то уровень удовлетворенности
должен возрастать, что ведет к росту производительности
труда.
5 вопрос: Школа поведенческих наук
Представители: А.Маслоу, МакГрегор, Герцберг-40-60-е гг. XX вв.
Основой поведенческого (бихевиористского)
подхода к управлению являются различные
аспекты социального
собственных возможностей на основе применения
концепций поведенческих наук к построению
и управлению организациями. Основной
целью школы было повышение эффективности
организации за счет повышения эффективности
ее человеческих ресурсов. Главный постулат
состоял в том, что правильное применение
науки о поведении всегда будет способствовать
повышению эффективности и работника,
и организации. Однако в некоторых ситуациях
данный подход оказывался несостоятельным
Д. Макрегор (1906–1964) в книге
«Человеческая сторона
Ф. Герцберг в книге «Труд и сущность человека»
(1960 г.) изложил теорию мотивационной гигиены.
В ее основе лежит тезис о том, что труд,
приносящий удовлетворение, способствует
психологическому здоровью человека.
Самой популярной теорией является теория
иерархии потребностей А. Маслоу (пирамида
Маслоу). Он предложил классификацию потребностей
индивидуума и ранжирование их по степени
важности.
6 вопрос: Количественная школа
Представители: Р. Акофф, С. Бир,
Д. Форрестер.
Математическая школа управления сформировалась
в начале 40-х гг., при управлении войсками
во время 2-й мировой войны. Затем опробованные
количественные методы трансформировались
применительно к управлению гражданскими
организациями. Математическая школа
характеризуется использованием в менеджменте
исследований операций и моделирования.
Исследование операций – это применение
методов научного исследования к операционным
проблемам организации, связанное с разработкой
модели ситуации. Модель – это форма представления
реальности. Обычно модель упрощает реальность
или представляет её абстрактно, что облегчает
понимание сложностей реальности, позволяет
сосредоточиться на ключевых вопросах
проблемы.
Ключевой характеристикой этой школы
является замена словесных рассуждений
и описательного анализа моделями, символами
и количественными показателями. Также
в рамках этой школы получает развитие
системный подход к проблемам менеджмента
на основе системного анализа.
Самый крупный толчок к применению количественных
методов в управлении дало развитие ЭВМ.
ЭВМ позволили исследователям операций
конструировать математические модели
возрастающей сложности, которые наиболее
близко приближаются к реальности и являются
более точными.
7 вопрос: Особенности современных научных подходов к менеджменту
Процессный подход-основу данного научного подхода
заложил А.Файоль. Он считал основными
функциями менеджмента предсказание,планирование,
Системный подход. Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
Ситуационный подход. Ситуационный
подход внес большой вклад в теорию
управления, используя возможности
прямого приложения науки к конкретным
ситуациям и условиям. Центральным
моментом ситуационного подхода
является ситуация, т.е. конкретный набор
обстоятельств, которые сильно влияют
на организацию в данное конкретное
время. Из-за того, что в центре внимания
оказывается ситуация, ситуационный
подход подчеркивает значимость «ситуационного
мышления». Используя этот подход, руководители
могут лучше понять, какие приемы
будут в большей степени
8 вопрос:Понятие и
Организация-это группа людей, деятельность которых сознательно координируются для достижения общих целей. В зависимости от количества целей целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель, сложные – две и больше.
По форме взаимодействия
участников организации делятся
на формальные и неформальные. Формальная
организация – являет собой систему
узаконенных безличностынх
Все сложные организации
также имеют ряд общих
1) наличие ресурсов;
2) зависимость от внешней среды;
3) горизонтальное распределение труда;
4) наличие подразделений;
5)вертикальное распределение труда;
6)необходимость управления.
Информация о работе Категории «управление» и «менеджмент» и их взаимосвязь