Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:37, контрольная работа
Цель настоящей работы - дать характеристику методов прогнозирования, рассмотреть их классификацию, область применения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть задачи и виды прогнозирования развития нововведений.
2. Изучить основные методы прогнозирования.
3. Раскрыть классификация методов прогнозирования и область их применения.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Методы прогнозирования, их классификация, характеристика, область применения
1.1 Задачи и виды прогнозирования нововведений………………….5
1.2 Методы прогнозирования, их классификация……………………9
1.3 Методы экспертных оценок, область применения………………14
1.4 Методы моделирования……………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………25
Назначение метода эвристического прогнозирования - выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области науки и техники на основе систематизированной обработки прогнозных оценок репрезентативной группы экспертов.
Область применения МЭП — научно-технические объекты и проблемы, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается формализации, т. е. для которых трудно разрабатывать адекватную модель.
В основе метода лежат три
теоретических допущения: 1) существования
у эксперта психологической установки
на будущее, сформулированной на основе
профессионального опыта и
Эти допущения реализуются в методе эвристического прогнозирования путем системы приемов работы с экспертами, способами оценок и синтеза прогнозных моделей. [6]
В качестве исходных документов
при работе по методу эвристического
прогнозирования выступают: описание
метода; инструкции по формулированию
вопросов; инструкции по составлению
анкет и таблиц экспертных оценок;
порядок работы с экспертами; набор
эвристических приемов для
Формирование анкет и
таблиц экспертных оценок. Информационным
массивом для разработки прогнозов
методом эвристического прогнозирования
является набор заполненных экспертами
таблиц и анкет. Таблицы содержат
перечень строго сформулированных вопросов.
К вопросам в анкетах предъявляются
следующие требования: 1) они должны
быть сформулированы в общепринятых
терминах; 2) формулировка их должна исключать
всякую смысловую неоднозначность;
3) все вопросы должны логически
соответствовать структуре
К первому виду относятся вопросы, ответы на которые содержат количественную оценку: вопросы относительно времени свершения событий; опросы относительно количественного значения прогнозируемого параметра; вопросы относительно вероятности осуществления события ; вопросы по оценке относительного влияния факторов друг на друга в некоторой шкале . Для данного типа вопроса применяется самая простая процедура составления анкет. В этом случае сам прогнозист, знающий объект прогноза, формулирует перечень значений оцениваемых параметров, вероятностей и временных отрезков. При определении шкалы значений количественных параметров (время, характеристика и пр.) целесообразно пользоваться неравномерной шкалой. Конкретное значение неравномерности определяется характером зависимости ошибки прогноза от времени упреждения.
Ко второму виду относятся содержательные вопросы, требующие свернутого ответа не в количественной форме. Вопросы, требующие ответа в свернутой форме, могут быть трех типов: дизъюнктивные; конъюнктивные; импликативные. [4]
Вопросы, требующие содержательного
ответа в свернутой форме, характеризуются
наиболее сложной процедурой их формирования
в анкету. Анкета в окончательном
виде получается в результате трехэтапной
итерации. На первом этапе прогнозист
тщательно изучает результат
работы (доклад) группы экспертов (метод
комиссий) над определенной системой.
Итогом изучения является формулировка
первого варианта вопросника, который
на втором этапе рассылается
К третьему виду относятся вопросы, требующие ответа в развернутой форме, которые, в свою очередь, делятся на два типа:
1) вопросы с формой
ответа в виде перечня
2) вопросы с формой
ответа в виде перечня
Вопросы, требующие содержательного ответа в развернутой форме, определяются путем двухэтапной итерации. Первый этап — прогнозист обращается к экспертам с просьбой сформулировать наиболее перспективные и наименее разработанные проблемы. На втором этапе из всех названных проблем выбираются лишь имеющие непосредственное отношение к объекту прогноза и принципиально разрешимые.
После того как все вопросы уточнены и сведены по тематическим признакам в соответствующие разделы анкет или таблиц, переходят к работе с экспертами, анализу и обработке экспертных оценок. [5]
1.4 Методы моделирования
Применяется большое количество методов на основе моделирования. Различаются логические, информационные и математико-статистические модели. [2]
К методам моделирования относится прогноз, основанный на изучении внутренней логики логических моделей развития исследуемого явления, на анализе исторической преемственности развития науки и техники и сценариев будущего (логический анализ иерархии целей, описание реальных вариантов их достижения и оценка ресурсов).
Информационные модели основаны на анализе количественных и структурных изменений в потоке научных публикаций и патентов. Выявляются сгустки важнейших работ, прогнозируются не только темпы, но и направления работ в данной области.
Математические модели основаны
на методах математического
В настоящее время среди
достаточно широкого круга специалистов
сложилось мнение об универсальности
и всемогуществе моделирования.
Поэтому очень часто при
Причиной осторожного подхода в практике моделирования является известное несоответствие между объектом и его моделью: модель всего лишь упрощенное представление действительности. Модель – есть теоретическое построение, имеющее некоторое отношение к реальности, которое можно независимо обсуждать и анализировать.
При построении математической
модели неизбежно приходится вводить
различные допущения и
Заключение
экстраполяция экспертный статистический нормативный
Прогнозирование представляет собой предплановую стадию работы.
Прогнозы различаются по времени действия и по масштабу действия. По времени действия принято различать краткосрочные (до года), среднесрочные (до пяти лет) прогнозы. По масштабу действия прогнозы делятся на глобальные, региональные, государственные и по видам техники. Проблемы глобальных, региональных и государственных прогнозов на соответствующие периоды времени выступают объектом научно-исследовательских институтов.
Прогнозирование инноваций представляет собой сложный противоречивый процесс с большой долей риска. Это объясняется необходимостью учета следующих факторов:
• изменение спроса на прогнозируемую продукцию;
• изменение цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли;
• объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;
• действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;
• перспективы развития данных инноваций.
Прогнозирование развития наукоемкого
производства требует поддержки
соответствующими методами и подходами.
В практической деятельности используются
такие традиционные методы как экстраполяция,
балансовый, нормативный, аналитический,
программно-целевой методы. Кроме
них при планировании НИР и
ОКР применяют методы моделирования
и сетевого планирования. Перечисленные
методы используются, как правило, одновременно.
Указывается, что наиболее эффективно
в плановой практике является сочетание
аналитического, балансового и нормативного
методов, а также программно-целевого
подхода с методами экономико-математического
и информационного
Список литературы
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2012.
2. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2010.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф.. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2012.
4. Ковалев Г.Д. Основы
инновационного менеджмента. М.
5. Медынский В.Г., СкамайЛ.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
6. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004
8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012.