Количественная школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:05, автореферат

Краткое описание

Целью реферата является необходимость охарактеризовать количественную школу управления.

Содержание

Введение
1.Школа науки управления(количественная школа)……………………...........4
2.Основные теоретические особенности количественной школы управления.5
3.Кибернетическая модель управления………………………………………….7
4.Русское направление развития количественной школы менеджмента……...9
Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»

Северский технологический  институт – филиал НИЯУ МИФИ

(СТИ НИЯУ МИФИ)

 

 

Кафедра СМиБУ

 

 

 

Реферат

По дисциплине “Менеджмент”

Количественная школа  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. Д-310

_____________Турова Е.В.

«____»___________ 2013 г.

Ст.Преподователь

_________ Филиппова Н.А.

«____»___________ 2013 г.

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Северск – 2013

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1.Школа науки управления(количественная  школа)……………………...........4

 

2.Основные теоретические  особенности количественной школы  управления.5

 

3.Кибернетическая модель  управления………………………………………….7

 

4.Русское направление развития количественной школы менеджмента……...9

 

Заключение……………………………………………………………………….12

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная система  взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

Основная заслуга школы  состоит в предложенной ею методологии  исследования операций. Вначале разрабатывается  модель организационной ситуации, характеризующаяся  известным упрощением реальности и  сокращением числа переменных до контролируемого уровня. Затем переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно оценить и понять каждую из них, а также взаимосвязи между ними. Наконец, формализованная таким образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии» ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий.

Целью реферата является необходимость охарактеризовать количественную школу управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Школа науки управления (количественная школа)

 

Формирование школы  науки управления (с 1950 г. по настоящее  время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношение между ними.

Ключевой характеристикой  науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователями операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.

В дальнейшем в школе  сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений  направлены на разработку:

-методов математического  моделирования процессов выработки и принятия решений в организации;

-алгоритмов выработки  оптимальных решений с применением  теории статистических решений,  теории игр и др.;

-количественных прикладных  и абстрактных моделей воспроизводства,  моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные теоретические особенности количественной школы управления

 

 

Основной предпосылкой возникновения количественной школы управления является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено бурным научно - техническим прогрессом послевоенных лет.

Послевоенное производство сначала ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения на удовлетворение специфических потребностей, которые формировали рынки небольшой емкости. Это послужило толчком к появлению предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий.

Ключевыми факторами  успеха на рынке стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем. Усложнение среды потребовало разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности. Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления новой научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.

Ключевой характеристикой  науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Представители данной школы осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.

Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов  компьютерного моделирования.

После окончания Второй мировой войны многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто военных проблем, стали широко применяться в сфере бизнеса. Основное внимание в вопросах управления с середины 1960-х гг. уделялось проблемам, связанным с применением современных технических средств управления, использованием широко внедряемых ЭВМ и различного рода прикладных программ, экономико-математическим моделированием, разнообразными методами системного анализа.

Появилось множество  работ по данным проблемам, которые  и были объединены в количественную школу, или школу науки управления (не путать с научным менеджментом). Основой всех методов и подходов этого направления являются категории математики или других точных наук. Достаточно большое число научных работ было основано на методах исследования операций, поэтому данное направление в менеджменте может носить еще и такое одноименное название.

Проблемы, рассматриваемые  в рамках количественной школы, сразу  же стали популярными. В 1970-х гг. на Западе существовало около 100 периодических  изданий по вопросам исследования операций. Более 20 высших учебных заведений США регулярно готовили специалистов соответствующего профиля, а на многих крупных фирмах действовали особые группы или отделы по исследованию операций. Основным толчком к началу этих исследований послужило осознание необходимости комплексного изучения и поисков единого решения для сложного процесса с ясно выраженной целью (операции), поскольку решения отдельных частей общей задачи оказывались изолированными процессами, между тем как практика требовала единства всех частных решений.

В основе количественной школы менеджмента  лежит понятие модели.

Модель - это форма представления  реальности.

Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Кибернетическая модель управления

 

Наиболее общий, неконкретный подход к рассмотрению управленческого  процесса был использован Норбертом  Винером при формировании им основ, так называемой «Всеобщей науки  управления или кибернетики.

В основе кибернетики  лежит рассмотрение управления как  информационного процесса. Поскольку  по форме управление действительно  является сугубо информационным процессом, такой подход вполне правомерен. Однако он предполагает полное абстрагирование  от содержательной стороны управления .

Исходная посылка кибернетического подхода к управлению сводится к  констатации факта наличия двух блоков произвольной природы, между  которыми имеет место отношение  управления. Один из блоков называется управляющим (регулятором, субъектом управления), а другой - управляемым (объектом управления).

Отсюда можно сделать ряд общих выводов.

. Существует некоторая цель, для  достижения которой регулятор  осуществляет управление. Действительно,  если регулятор не имеет причин  вмешиваться в функционирование объекта, то не будет и управления. Природа этой цели, ее происхождение в рамках данной модели не рассматривается.

. Существует потенциальная возможность  достижения этой цели за счет  определенной деятельности объекта  (или по крайней мере субъект управления считает, что это так). Вмешиваться в функционирование управляемого объекта имеет смысл только, если в результате такого вмешательства можно ожидать, что цель субъекта управления будет достигнута.

. Между регулятором и объектом  управления существует связь (УС), которая носит информационный характер и обеспечивает возможность регулятору воздействовать на поведение объекта. Особое внимание здесь следует обратить на информационный характер управляющей связи. Если связь между двумя блоками не является информационной (например - между тягачом и прицепом), то это уже не управление.

. Объект реагирует на управляющие  сигналы, поступающие по каналу  управляющей связи, т.е. изменяет  свое поведение под воздействием  поступающей по этому каналу  управляющей информации. Если он не реагирует, то управление невозможно.

. Субъект управления располагает  моделью, которая позволяет ему  прогнозировать поведение объекта  в ответ на те или иные  управляющие воздействия, и выбирать  такие, которые ведут к достижению  целей, стоящих перед субъектом управления.

. Как правило, для обеспечения  эффективного управления между  объектом и субъектом управления  имеется еще одна информационная  связь, предназначенная для передачи  информации о реальном поведении  объекта. Эта обратная связь позволяет компенсировать как неизбежно существующие отличия в поведении объекта от прогноза, полученного с помощью модели, так и возможные отклонения в поведении объекта, связанные с наличием неконтролируемых внешних воздействий и внутренних флюктуаций. Обратная связь выполняет и другую функцию. Она служит основным источником информации для формирования и постоянного уточнения модели, которую использует управляющая.

Кратко описанная модель управленческого процесса справедлива, когда речь идет об управлении, независимо от специфики конкретной области. Однако управление организациями качественно  отличается от управления в других сферах. Если управление в технических  системах предполагает, что цели вносятся в систему управления извне, при ее конструировании или в процессе настройки и т.д., то при управлении организацией цели всегда формируются внутри самой системы управления.

Это фундаментальное  отличие. В технических системах цели управления формируются в задающем блоке за пределами регулятора. В организациях ситуация принципиально иная. Цели от организации к организации напрямую не передаются. Внешние силы на формирование целей внутри организации могут лишь более или менее эффективно влиять, но последствия такого воздействия далеко не однозначны. Одна из важнейших причин такой неоднозначности кроется в том, что объект управления является здесь организацией, т.е. тоже сам формирует собственные цели и реагирует на управляющие воздействия исходя из оценки соответствия поступающих команд собственным интересам и целям. Исходя из этого - главная проблема управления состоит в невозможности передачи целей от начальника к подчиненному. Важнейшим следствием является то, что смыслом управленческого воздействия должны быть действия руководителя, направленные на формирование у подчиненного человека или организации целей, соответствующих общим целям организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Русское направление развития количественной школы менеджмента

Информация о работе Количественная школа управления