Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:14, реферат
Коллективные переговоры, которые включают процедуру переговоров и заключение коллективно-договорного соглашения, - главное средство, с помощью которого организации трудящихся и работодателей определяют условия труда. С момента образования организаций трудящихся и работодателей коллективные переговоры - важнейший инструмент свободы ассоциации и системы промышленных отношений в целом.
Опыт истории подтверждает ценность коллективных переговоров как демократического метода преодоления конфликтов интересов во избежание более жестких форм трудовой борьбы таких, как забастовка.
Введение
1. Понятие коллективных переговоров
2. Порядок ведения коллективных переговоров
3. Органы для ведения коллективных переговоров
4. Урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Заключение
Список использованной литературы.
~ ~
Содержание
Введение
1. Понятие коллективных переговоров
2. Порядок ведения коллективных переговоров
3. Органы для ведения коллективных переговоров
4. Урегулирование разногласий,
гарантии и компенсации лицам,
участвующим в коллективных
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Коллективные переговоры, которые включают процедуру переговоров и заключение коллективно-договорного соглашения, - главное средство, с помощью которого организации трудящихся и работодателей определяют условия труда. С момента образования организаций трудящихся и работодателей коллективные переговоры - важнейший инструмент свободы ассоциации и системы промышленных отношений в целом.
Опыт истории подтверждает ценность коллективных переговоров как демократического метода преодоления конфликтов интересов во избежание более жестких форм трудовой борьбы таких, как забастовка.
Как предохранительный клапан,
обеспечивающий мирное сотрудничество
социальных партнеров, коллективные переговоры
могут рассматриваться как
Значение, которое придают коллективным переговорам акты Международной организации труда, а также законодательство и практика огромного большинства государств-членов МОТ свидетельствует об огромной роли коллективных переговоров в современной экономике. Принцип коллективных переговоров означает, что организации трудящихся должны иметь возможность от имени своих членов устанавливать совместно с работодателями условия труда, лучшие для работников, чем те, которые основаны на индивидуальных трудовых контрактах.
Коллективные переговоры - средство преодоления первоначально неравной договорной силы индивидуального работника по отношению к работодателю путем заключения коллективного договора, который заменяет условия индивидуальных трудовых договоров.
1. Понятие коллективных переговоров
Сегодня нормы, регулирующие все процедуры, связанные с ведением коллективных переговоров, урегулированием разногласий, гарантиями и компенсациями для лиц, участвующих в переговорах, распространяются на все уровни - от коллективного договора в рамках организации до соглашений всех уровней.
Современное российское законодательство
соответствует в этом аспекте
международно - правовым нормам. Конвенция
Международной организации
Важное значение этой Конвенции обусловлено тем фактом, что она была ратифицирована 141 государством-членом, второе место по степени ратификации Конвенций МОТ.
Не дает определения коллективных
переговоров и Трудовой Кодекс, поэтому
можно воспользоваться
Так, Конвенция Международной
организации труда N 154 "О содействии
коллективным переговорам" (1981г.) определяет
коллективные переговоры как все
переговоры, которые проводятся между
предпринимателем, группой предпринимателей
или одной или несколькими
организациями
- определения условий труда и занятости;
- и (или) регулирования
отношений между
- и (или) регулирования
отношений между
Конвенция предусматривает конкретные меры для содействия коллективным переговорам, соответствующие национальным условиям. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы:
- коллективные переговоры
были возможны для всех
- коллективные переговоры
постепенно распространялись
- поощрялась разработка
правил процедуры,
- проведению коллективных
переговоров не препятствовало
отсутствие регулирующих их
- органы и процедуры
разрешения трудовых
Положения Конвенции N 154 не препятствуют функционированию системы трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и (или) арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие.
Меры, принимаемые государственными
органами для поощрения и
Меры, принимаемые с целью
содействия коллективным переговорам,
должны разрабатываться или
На содействие коллективным
переговорам направлена
Коллективные переговоры, являясь одной из форм социального партнерства в соответствии со ст. 36 ТК, предназначены для подготовки, заключения или изменения коллективного договора либо соглашения. Их целью также может быть продление действия прежнего коллективного договора при реорганизации или смене формы собственности организации, что закреплено ст. 43 ТК РФ.
Указанные переговоры могут вестись на всех уровнях социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) соответствующими полномочными представителями работников и работодателей (ст. ст. 29 - 34 ТК РФ) и имеют инициативный характер. Последнее означает, что законодательство о труде предоставляет социальным партнерам полную свободу выбора - заключать или не заключать коллективный договор и соглашения и, следовательно, вступать в коллективные переговоры либо нет.
Представителями работников
в социальном партнерстве являются:
профессиональные союзы и их объединения,
иные профсоюзные организации, предусмотренные
уставами общероссийских профсоюзов.
На федеральном, региональном, территориальном
и отраслевом уровнях при заключении
соответствующих соглашений, проведении
консультаций и согласований социально-экономической
политики работников представляют только
профессиональные союзы, их территориальные
организации, объединение профсоюзов
(региональные, общероссийские). Другие
представители работников на этих уровнях
социального партнерства
Инициатором коллективных переговоров
вправе выступить любая из сторон,
в том числе и представители
работодателя. Представителями работодателя
при проведении коллективных переговоров,
заключении или изменении коллективного
договора являются руководитель организации
или уполномоченные им лица в соответствии
с Трудовым кодексом РФ, законами, иными
нормативными правовыми актами, учредительными
документами организации и
В том случае, когда в
организации одновременно функционируют
единоличный и коллективный исполнительный
орган, нужно обратиться к положениям
устава, определяющего компетенцию
органов управления. Если упоминания
о представительстве в
Своеобразный порядок представительства существует в товариществах. Согласно ст. 72 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК) ведение дел полного товарищества осуществляют его участники совместно либо один или некоторые из них. Они действуют от имени юридического лица, а специальный орган управления не создается. Делами товарищества на вере управляют полные товарищи (ст. 84 ГК РФ).
В коллективных трудовых отношениях от имени товарищества должен выступить тот его участник (участники), который учредительными документами уполномочен на ведение дел этой организации.
При заключении коллективного
договора в филиале, представительстве,
ином структурном подразделении
представительство интересов
При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.
Объединение работодателей
- некоммерческая организация, объединяющая
на добровольной основе работодателей
для представительства
Объединения работодателей
участвуют в коллективных переговорах,
проводимых на уровне региона, отрасли,
территории, а также на федеральном
уровне при заключении или изменении
соглашений. Они представляют интересы
своих членов при формировании и
осуществлении деятельности комиссий
по регулированию социально-
Интересы работников организации
при осуществлении социального
партнерства представляет первичная
профсоюзная организация. Это общее
правило. Однако в ТК РФ не решен
вопрос о том, в какой орган
представитель работодателя должен
адресовать письменное уведомление
с предложением о начале коллективных
переговоров в организации в
том случае, если в ней отсутствует
первичная профсоюзная
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.
В этом случае в организации
не имеется полномочного по закону
(ст. ст. 29 - 31 ТК РФ) представителя работников.
Общее собрание (конференция) работников,
которое вправе уполномочить иных представителей,
не является постоянно действующим
органом, а периодичность и порядок
его работы (созыва) ТК РФ не названы.
Однако наличие другого представителя
не может являться препятствием для
осуществления профсоюзной
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
Если коллективный договор,
соглашение ранее не заключались, то
никаких временных рамок для
направления стороной соответствующего
уведомления о начале переговоров
по их заключению ТК РФ не установлено.
В случаях перезаключения этих правовых
актов уведомление
Трудовой Кодекс возлагает на представителей стороны, получившей письменное уведомление от другой стороны предложением о начале коллективных переговоров, обязанность вступить в переговоры и определяет для этого максимальный срок - 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
Если по истечении указанного срока сторона уклонилась от коллективных переговоров (например, проигнорировала обращение, не совершила никаких значимых действий по приготовлению к ним или по их началу и т.п.), то работодатель (его представители) может быть привлечен к ответственности (ст. 54 ТК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что для коллективных переговоров на уровне организации их начальный момент определен ТК РФ.
Юридически значимые последствия имеет правильное определение начального момента коллективных переговоров. С ним связаны не только вопросы ответственности сторон за несоблюдение норм о социальном партнерстве, но и вопросы действия предоставляемых участникам переговорного процесса гарантий и компенсаций и др.
Днем начала коллективных
переговоров является день, следующий
за днем получения инициатором
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом.
Запрещение ведения
Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) принято решение и даны рекомендации по организации и проведению единой переговорной кампании Постановление исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 3-4..