Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:36, реферат
Система аттестации и оценки персонала — важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.
Профессиональное тестирование.
При использовании
профессиональных тестов
Психологическое тестирование.
На практике применяются
несколько типов
Оценочное собеседование.
Оценочное собеседование
– это структурированное
- что планировалось сделать за отчетный период?
- что было сделано из запланированного?
- что из запланированного не было сделано?
- что мешало выполнению запланированной работы?
- что работник планирует в дальнейшем?
Если аттестацию проводит
руководитель, то оценочное интервью
становится основным
Комплексные методы оценки.
Наиболее комплексным методом оценки принято считать центр оценки – Ассесмент-центр ( от англ. assessment-center - центр оценки персонала). Именно в рамках оценочного центра можно использовать сбалансированную совокупность оценочных методов: сравнительные и абсолютные методы оценки, профессиональное и психологическое тестирование, оценочное собеседование и другие. При использовании данного метода основной упор делается не на оценку прошлой деятельности, а на выявление потенциала сотрудников. В силу этого обстоятельства оценочный центр может быть использован как при отборе кандидатов на вакантные позиции, так и для действующего персонала.
Это лишь некоторые
методы, которые могут использоваться
при проведении аттестации. Принятие
решения по выбору метода
Приведем пример.
Для использования метода 360 градусов необходимы следующие условия:
- Зрелый менеджмент и персонал, готовый к обратной связи.
- Хорошо налаженные
- Высокая степень доверия
(открытый диалог на
- Сотрудники сами
Таким образом, прежде
чем выбрать метод,
Оценка затрат на процедуры аттестации.
После того как определена
цель проведения аттестации и
выбран метод, стоит
Подготовка к проведению оценки персонала.
Когда окончательное решение о проведении оценки персонала принято, необходимо:
• Подготовить Положение
об аттестации (оценке). При подготовке
этого документа необходимо
• Определить контингент
оцениваемых сотрудников и
• Ознакомить заранее
всех сотрудников с целями, датой
и методами аттестации, чтобы
избежать естественного страха
и негативного отношения.
• Составить план аттестации (подготовка, проведение, анализ результатов).
Принятие решений по итогам аттестации.
По итогам аттестации могут быть приняты следующие решения:
1. Решения, связанные с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем.
2. Решения, связанные с
развитием организации (
3. Решения, имеющие конкретные материальные последствия для работников.
По окончании аттестации
обязательно предусмотреть
Теперь, когда мы имеем
достаточно информации о
Во-первых, комплексность - это использование оценки для всех уровней персонала.
Во-вторых, применение
методов оценки на различных
этапах работы с персоналом. Мы
можем начинать применять
В третьих, комплексность оценки должна быть обеспечена использованием различных методов оценки.
Пример, приведенный в
Приложении № 2, позволяет увидеть,
каким образом можно
Теперь очевиден и ответ
на наш вопрос. Организации всегда
нужна именно комплексная оценка
персонала. Только в этом случае она
будет эффективным инструментом
управления персоналом, обеспечивая
повышение эффективности
Приведем примеры проведения
комплексной оценки и
Компания А. В компании
внедрена система управления качеством.
Целью аттестации является способствование
управлению развитием персонала, выяснение
индивидуальных потребностей в обучении,
совершенствование
Отличительной особенностью
данной компании является
Компания Б. Система оценки в данной компании предназначена для того, чтобы установить единые стандарты «успешности» для персонала. Система оценки деятельности состоит из двух частей. Первая часть – состоит из постановки целей и задач для каждого сотрудника, оценки их реализации и резюмирования достижений. Вторая часть – это управление развитием сотрудников. Она состоит из оценки уже существующих у сотрудника и необходимых для успешности компетенций в отношении к необходимым для данного направления компетенциям. Затем проводится определение различий и пишется план развития для каждого сотрудника.
Что касается определения объекта оценивания, то деятельность работника может анализироваться в трех аспектах:
1) трудовая деятельность
как процесс реализации
2) трудовая деятельность как совокупность действий во время исполнения определенных обязанностей. Объектом оценки являются характеристики трудового поведения, такие как подход к делу, отношение к работе, к коллегам, к клиентам, исполнительность, добросовестность, дисциплинированность;
3) трудовая деятельность
как реализация, материализация
качеств работников и их
Иными словами, оценке подлежат качества работника, его трудовое поведение и результаты деятельности. И если все эти аспекты оцениваются не по отдельности, а вместе – то происходит комплексная оценка работника.
Субъекты оценки персонала:
линейные руководители. Как правило, они являются главными действующими лицами при деловой оценке персонала. Отвечают за объективность и полноту информационной базы для проведения оценки, проводят оценочные беседы;
работники службы управления персоналом;
коллеги и работники, имеющие
структурные взаимосвязи с
лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику. Среди них можно выделить независимых экспертов и центры оценки.
Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные. К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки.
Неформальные субъекты оценки
— коллеги, независимые эксперты
— только дают свое заключение, которое
учитывается формальными
В последнее время на практике
часто применяется
Объект оценки персонала
Объект оценки — тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку (например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку).
Оценить результаты труда рабочих, особенно рабочих-сдельщиков достаточно просто, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве.
Намного сложнее оценивать результаты труда руководителей и специалистов, поскольку они характеризуют их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.
Предмет оценки - личные качества работников, процесс и результативность труда.
Для получения достоверной информации о работнике необходимо:
≈ выделить показатели и критерии, по которым производится оценка, общие равнозначные для всех работников организации и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности;
≈ выбрать оптимальную периодичность оценки: может быть запланированной (текущей) и внеплановой, то есть проводимой для решения определенных оперативных задач (при отборе кандидатов на вакантную должность, для выполнения определенных функций);
≈ определить место оценки (рабочее место сотрудника);
≈ установить последовательность оценки - набор мероприятий, проводимых для получения сведений об объекте оценки.
Методы оценки персонала
Классификации методов оценки:
- оценка потенциала работника;
- деловая оценка.
Методы оценки потенциала работников
1. Центры оценки персонала.
Используют комплексную
2. Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.