Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:36, реферат
Система аттестации и оценки персонала — важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.
система критериев оценки разрабатывается в соответствии со спецификой деятельности оцениваемых;
в специально созданных ситуациях моделируются ключевые моменты деятельности, что позволяет наблюдать как уровень владения профессиональными навыками решения конкретных задач у каждого оцениваемого, так и выявить типичные схемы взаимодействия и особенности поведения людей в ситуации коллективной деятельности;
процедура оценки предусматривает испытание оцениваемых различными техниками, упражнениями, методами;
оценка производится не только специалистами, но и наблюдателями - сотрудниками организации, в которой проходит оценка персонала;
каждый испытуемый оценивается
несколькими наблюдателями, и каждый
наблюдатель оцениваем
В общем виде мы можем представить данную технологию как отработку нескольких взаимосвязанных этапов:
Этап 1. Подготовка проекта с определением целей, сроков, объемов, задач оценки.
Этап 2. Формирование критериев оценки.
Этап 3. Проектирование процедур оценки.
Этап 4. Обучение представителей организации навыкам работы в качестве наблюдателей.
Этап 5. Проведение комплекса оценочных процедур.
Этап 6. Итоговое обсуждение результатов.
Для получения максимально полной и разносторонней информации о работниках используется набор соответствующих методов [26, 27, 41]:
1. Интервью. Цель интервью
- получение информации о
2. Психодиагностика. Цель
использования
типологические и
тесты оценки отдельных свойств и параметров личности, тесты способностей;
аппаратные методики (исследование объема внимания, кратковременной и долговременной памяти);
проективные методики, направленные на выявление не всегда осознаваемых особенностей поведения человека.
Выбор методик происходит на этапе проектирования программы оценки.
3. Специальные упражнения.
Цель их проведения - смоделировать
наиболее типичные деловые
4. Организационно-управленческие
игры. В игре происходит
5. Групповые упражнения. Они
используются в целях
Процедура «Знакомство», в ходе которой каждый из участников должен рассказать о себе, осветив основные моменты, и ответить на вопросы слушателей. Цель - сбор первичной информации об участниках.
Процедура «Групповая дискуссия» - упражнение, в котором перед группой ставится задача проанализировать проблемную ситуацию, обсудить варианты ее развития и принять совместное решение по выходу из нее. Цель - диагностика участников в ситуации совместного обсуждения проблемы.
Процедура «Ролевая игра» - коллективное обсуждение, в котором позиции и роли участников задаются в инструкциях. Участники решают задачу, находясь в определенной игровой роли, и преследуют цели, задаваемые ролью.
Процедура «Мозговой штурм» - техника коллективной работы в ситуации отсутствия очевидных решений и необходимости поиска творческих подходов. Цель - диагностика участников в ситуации выдвижения идей.
Процедура «Подготовка докладов. Выступление», в ходе которой участники не только готовят доклад на основе предоставленных материалов, но и выступают перед слушателями, отвечая в дальнейшем на возникшие вопросы. Кроме того, после выступления всех участников осуществляется групповое взаимодействие по выбору лучшего доклада.
Описанные выше групповые упражнения дают возможность собрать информацию о поведении человека в ситуациях, близких к реальным, что дает возможность уточнить гипотезы об индивидуальных особенностях испытуемых и зафиксировать их поведенческие проявления.
После проведения программы оценки данные об испытуемых анализируются и сопоставляются. Процедуру получения конечных результатов можно описать следующим образом [27]:
результаты тестов оцениваются специалистами - психодиагностами;
результаты групповых упражнений обобщаются наблюдателями и обрабатываются специалистами;
результаты оценки по различным процедурам сводятся в одно целое и составляется итоговое заключение по каждому из оцениваемых.
Преимуществами данного комплексного подхода являются:
Надежная оценка индивидуального потенциала сотрудников, не зависимая от условий работы и мнения начальства.
Объективность процедуры оценки.
Возможность зафиксировать реальную степень владения навыками работы у каждого участника.
Возможность определить слабые и сильные стороны у каждого участника по измеряемым качествам.
Образование резерва сотрудников с высоким потенциалом.
В целом, описанная технология
комплексной оценки персонала организации
дает возможность преодолеть ограничения
традиционных методов оценки, оценить
индивидуальный потенциал сотрудников
и учесть полученную информацию при
реализации кадровых программ, что
подтверждено результатами ряда проведенных
мероприятий (например, аттестация представителей
Президента Российской Федерации [26], конкурс
на замещение должности