Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Опыт человеческой цивилизации показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Создание в России рыночной экономики невозможно без оптимизации народнохозяйственных комплексов на базе рыночных механизмов, стержнем которых является реальная конкуренция. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.

Содержание

Введение с.3

Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды
в торговле с.5
1.1. Сущность конкуренции с.5
1.2. Конкурентная среда в торговле в современной России с.9

Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле с.16
2.1. Анализ уровня конкуренции в торговле с.16
2.2. Развитие торговли и конкурентной среды
в Ивановской области с.19

Глава 3. Мероприятия по развитию конкурентной
среды в торговле с.26
3.1. Стратегия развития конкурентной среды в торговле с.26
3.2. Меры по развитию конкурентной среды
в Ивановской области с.29

Заключение с.33

Список литературы с.35

Вложенные файлы: 1 файл

01 (1).doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

28 декабря 2009 года принят  Федеральный закон №381-Ф3 «Об  основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», наделяющий субъекты РФ конкретными полномочиями в области регулирования торговой деятельности:

реализация государственной  политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

в соответствии с настоящим  Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов  Российской Федерации, иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

установление нормативов минимальной обеспеченности населения  площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного  товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

иные предусмотренные  настоящим Федеральным законом полномочия.

В целях реализации государственной  политики в сфере торговли требуется  организовать мероприятия, содействующие  развитию торговой деятельности:

разработка и реализация региональной программы развития торговли;

стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;

поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций  потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в  сельской местности;

стимулирование деловой  активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок;

формирование и ведение  торгового реестра, включающего  в себя сведения о хозяйствующих  субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли.

С целью формирования устойчивой конкурентной среды в  сфере розничной торговли, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности должны быть предусмотрены мероприятия по развитию торговой инфраструктуры:

обеспечение в сфере  потребительского рынка баланса  интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, развития механизмов саморегулирования рынка;

оптимизация размещения торговой сети, обеспечивающей территориальную  доступность продовольственных  товаров на уровне, соответствующем нормативам проживания населения;

размещение новых, современного вида, и реконструкция непривлекательных  объектов торговли, различных типов  и специализации;

упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;

преобразование розничных  рынков в современные продовольственные  торговые комплексы с сохранением  элементов структуры рынков;

привлечение крупных  отечественных и зарубежных компаний, активное внедрение современных сетевых технологий (в том числе сети нового типа: гипермаркеты, супермаркеты, магазины-склады и т.д.);

привлечение частных  инвестиций в реконструкцию и  строительство объектов сферы розничных  рынков;

обеспечение складскими помещениями, парковочными местами центральных рынков;

создание условий для  привлечения инвестиций в муниципальные  образования, малопривлекательные  для бизнеса, но важные для удовлетворения потребностей населения (реконструкция  торговых площадей мини-рынков, приобретение торгового и холодильного оборудования);

проведение поэтапного сокращения числа киосков, строительство  новых остановочных навесов в  комплексе с объектами мелкорозничной торговли.

 

3.2. Меры по развитию конкурентной среды в Ивановской области

 

Правительство Ивановской области было вынуждено принять экстренные меры по оказанию помощи организациям реального сектора экономики.

В 2009 году была продолжена работа по формированию текстильно-промышленного  кластера Ивановской области, проект создания которого вошел в Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года, что является очень важным стимулом для дальнейшего развития текстильного производства Российской Федерации.

В этой связи в рамках реализации проекта создания текстильно-промышленного  кластера осуществлялась разработка пилотного проекта модернизации текстильных предприятий региона, а также велась работа в направлении развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации.

Так, в настоящее время  разработан бизнес-план комплексного инвестиционного проекта «Модернизация действующих текстильных производств Ивановской области». Данный проект является первым этапом реализации стратегического направления развития Ивановской области по созданию условий для развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и швейной промышленности в целях апробации использования новых видов сырья, инновационных технологий и производства конкурентоспособной текстильной продукции.

Вопросы создания в Ивановской области текстильно-промышленного  кластера обсуждались 20 июня 2008 года на заседании президиума Госсовета под руководством Президента РФ Д.А. Медведева. По итогам заседания президиума Государственного совета РФ 20 июня 2008 года, Президентом РФ Д.А. Медведевым были даны поручения Правительству РФ и высшим органам исполнительной власти субъектов РФ, направленные, в том числе, на сохранение и развитие отечественной сырьевой базы для легкой промышленности, прежде всего, льна, шерсти, химических волокон и нитей, вискозы.

В целях выполнения поручений Президента РФ принято распоряжение Губернатора Ивановской области «О плане мероприятий по реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 20 июня 2008 года» от 07.10.2008 №458-р.

В соответствии с данным распоряжением Правительством Ивановской области была проведена следующая  работа.

15 октября 2008 года в  рамках проведения V Международного  инвестиционного форума «Югра-2008»  состоялось подписание соглашения  о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-производствменной, социальной и культурной сферах между правительствами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ивановской области. Подписание данного документа является одним из первых шагов в направлении развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации по реализации проекта создания текстильно-промышленного кластера на основе взаимодействия в сфере текстильной, швейной, химической и нефтехимической промышленности Ивановской области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4-6 марта 2009 года в  г. Ханты-Мансийске прошел Первый  газохимический форум IGCF’09, в  работе которого принял участие  Первый заместитель Председателя  Правительства Ивановской области  Д.В. Михеев. В закрепление договоренностей,  достигнутых по итогам работы Первого газохимического форума IGCF’09, Правительством Ивановской области прорабатываются вопросы по организации межрегиональной рабочей группы по вопросу реализации проекта «Создание текстильно-промышленного кластера в Ивановской области», ориентированного на выпуск продукции на основе продуктов нефтепереработки.

20 мая 2009 года в ходе  визита Губернатора Ивановской  области М.А. Меня в Республику  Татарстан было подписано соглашение  о сотрудничестве между правительствами  Ивановской области и Республики Татарстан в области модернизации текстильной промышленности Ивановской области на основе развития межтерриториальной кооперации с предприятиями нефтехимической промышленности Татарстана.

Создана соответствующая  межрегиональная рабочая группа. Регулярно проводятся ее заседания.

Включение проекта создания текстильно-промышленного кластера в программу развития нефтегазохимических  комплексов Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры и Республики Татарстан  позволит сформировать единую производственно-технологическую цепочку создания нового конкурентоспособного текстильного продукта в рамках реализации проекта создания текстильно-промышленного кластера в Ивановской области.

В Правительстве Ивановской области регулярно проводятся совещания  рабочей группы по формированию текстильного кластера в Ивановской области, созданной распоряжением Губернатора Ивановской области  
№ 304-р от 08.05.2007 г., с участием представителей деловых кругов региона.

В октябре 2008г. членами  рабочей группы были подготовлены предложения по реализации пилотных проектов, направленных на модернизацию текстильных производств на территории Ивановской области.

Модернизация действующих  текстильных производств Ивановской области представляет собой первый этап реализации стратегического направления развития текстильно-промышленного кластера Ивановской области и направлена на создание условий для развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и швейной промышленности в целях апробации использования новых видов сырья, инновационных технологий и производства конкурентоспособной текстильной продукции.

В настоящее время  Правительством Ивановской области  подготовлен бизнес-план пилотного  проекта «Модернизация действующих  текстильных производств Ивановской области».

 

Заключение

 

Переход России к рыночным отношениям, обострение кризисной ситуации, усиленный рост неплатежеспособных предприятий побуждают менеджеров торговых фирм активно искать пути выхода на новый уровень более  эффективного управления. При переходе к рыночным отношениям многие руководители столкнулись с проблемами, не известными бывшей плановой экономике. В современных условиях постоянно меняется структура отраслей, условия выживания предприятий не столь очевидны и ясны.

Внутренняя среда организации  состоит из переменных: управленческой, производственной, технологической среды и экономических результатов деятельности – все они тесно связаны между собой. Внутренние факторы – это ситуационные переменные внутри самой организации, являющиеся результатом управленческих решений. В связи с этим можно отметить, что все эти факторы находятся в прямой зависимости от выбранной политики деятельности фирмы.

Факторы внешней среды  в условиях рыночной экономики подвержены постоянным изменениям, что делает ее более «подвижной» и увеличивает уровень неопределенности. Очевиден вывод о том, что изменение внешних факторов конкурентной среды вызывает острую необходимость для предприятия, действующего на рынке постоянно выявлять и учитывать эти переменные в своей деятельности.

Анализ конкурентной среды играет важную роль в деятельности любой организации, действующей на рынке, так как способствует разработке ее стратегии развития и контролю внешних по отношению к ней факторов, с целью потенциальных угроз и вновь открывающихся возможностей, что в результате позволяет использовать эффективные методы конкурентной политики.

Конкурентная среда  торговой организации включает совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между участниками (продавцами и покупателями) рынка. Конкурентная среда по своей природе является изменчивой и затрагивает интересы всех участников рынка, оказывая влияние на результаты их деятельности. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями этой среды.

Конкурентная среда проявляет себя на различных уровнях экономики, на внутрирегиональном, межрегиональном и мировом рынках. Следует заметить, что надлежащее ее функционирование зависит от рационального сочетания этих элементов, факторов и условий, в которых осуществляется деятельность объектов конкурентной среды. Повышение конкурентоспособности товаров способствует прогрессивному становлению конкурентной среды.

Высокое качество реализуемых  товаров и обслуживания покупателей  позволяют торговым фирмам конкурировать  на различных рынках и формировать определенную рыночную инфраструктуру.

 

Список литературы

 

  1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. М., 2006
  2. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. М., 2006
  3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М., 2010
  4. Департамент экономического развития и торговли Ивановской области // http://www.ivanovoobl.ru/department.aspx?part=48
  5. Информация о социально-экономическом развитии Ивановской области за январь-март 2010 года // http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=345
  6. Информация о социально-экономическом развитии ивановской области за 2009 год // http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=344
  7. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для вузов. М., 2009
  8. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. М., 2001
  9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 2008
  10. Патров В.В. и др. Розничная торговля. М., 2010
  11. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 2007
  12. Розничные рынки Ивановской области в 2009 году // http://www.ivderit.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=475:-2009-&catid=83:2009-11-20-13-44-31
  13. Соловьев А.А. Розничная торговля. М., 2009
  14. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. М., 2008
  15. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. М., 2008
  16. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. М., 2008
  17. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Соломатина. М., 2009
  18. Экономика отрасли / Под ред. А. В. Карпова. Ростов Н/Д, 2003
  19. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О. И. Волкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001
  20. Экономическая теория (Политическая экономия). Учебник. М., 2007

Информация о работе Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику