Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:04, курсовая работа
Анализ должен дать ответ на вопрос, соответствуют ли деловые способности фирмы будущим условиям конкуренции без изменения профиля предприятия и без диверсификации. При этом предполагается, что фирма может улучшить отдельные параметры качества продукции, расширить географию сбыта, даже освоить новые виды продукции в пределах отраслевой специализации. При этом все изменения не потребуют новых способностей от предприятия (материальных условий, знания и навыки).
Конкурентный анализ
Анализ должен дать ответ на вопрос, соответствуют ли деловые способности фирмы будущим условиям конкуренции без изменения профиля предприятия и без диверсификации. При этом предполагается, что фирма может улучшить отдельные параметры качества продукции, расширить географию сбыта, даже освоить новые виды продукции в пределах отраслевой специализации. При этом все изменения не потребуют новых способностей от предприятия (материальных условий, знания и навыки).
На первоначальном этапе разрабатывается текущий прогноз работы предприятия на долгосрочный целевой период по каждому параметру. При этом сложившиеся тенденции прошлых лет экстраполируются на будущий целевой период. Преимущественно используются статистические методы обработки динамических рядов. Реже используются экономико-математические методы и модели, эксперимент. Результаты текущего экстраполированного прогноза сравниваются с первоначальными долгосрочными целями. Если прогноз по какой-либо цели выше уровня цели, цель пересматривается в сторону повышения, иначе – первоначальная цель становится пересмотренной. Текущий прогноз предполагает, что во внешней и внутренней среде предприятия заметных изменений не произойдёт. В дальнейшем выполняется стратегическая сегментация. Если будущая внешняя среда ожидается сложной, изменяемой, объектом анализа и сравнения будут стратегические области бизнеса (СОБ).
Если среда прогнозируется относительно постоянной, объектом анализа будут отдельные производства, технологии.
Следующий этап ставит задачей формирование пересмотренного прогноза. Анализ идёт по двум направлениям:
- товарно-рыночная структура (цена качество, ассортимент);
- рост и рентабельность;
- инвестиции (объёмы, частота, объекты);
- технология (тип, прогрессивность, износ основных фондов);
- маркетинг;
- конкуренция (кто конкурент, уровень конкуренции);
- стратегическая
перспектива (как работать фирме,
чтобы быть
Для приближения к потенциалу конкурентов необходимо задействовать сильные стороны с учётом слабостей, для этих целей разрабатываются проекты, программы, бизнес-планы. Одновременно необходимо сравнить свои стратегические и инвестиционные возможности со стратегиями и инвестиционной активностью конкурентов с целью максимального приближения к ним. В результате этих действий формируется пересмотренный прогноз, который покажет максимальные возможности фирмы в приближении к целям. Прогноз проверяется на обеспеченность всеми ресурсами. В заключении формируется общая картина разрывов (общий разрыв, конкурентный и портфельный).
Портфельный анализ
Это вторая стадия стратегического анализа. Цель портфельного анализа – оценка товарно-рыночных возможностей фирмы за пределами её традиционной деятельности и вынесение окончательного решения о диверсификации. При диверсификации необходимо развитие новых способностей. Диверсификация может быть в трёх формах (в зависимости от стратегической сегментации):
В зависимости от степени соответствия традиционных и новых направлений выделяют синергетическую и конгломеративную диверсификацию. Основной синергетический эффект проявляется в снижении затрат и экономии времени на освоение новых направлений. Конгломеративный эффект проявляется в повышении рыночной гибкости. Наиболее распространёнными причинами диверсификации являются:
1) наличие портфельного разрыва по результатам конкурентного анализа, когда не достигаются поставленные цели за счёт традиционной деятельности;
2) когда при успешном, перспективном,
традиционном бизнесе прибыли
не достаточно для расширения
деятельности, а в новых производствах
прогнозируется большая
3) действует синдром «хорошо там, где нас нет» в результате ненадёжной информации.
В силу того, что не возможно выделить, проанализировать и описать будущие варианты новых направлений, необходимо ориентироваться, прежде всего, на развитие традиционных производств, их векторы роста.
Схема портфельного анализа
На первоначальном этапе разрабатывается расширенный список новых направлений (отраслей). Он формируется экспертно исходя из предыдущих соображений. Он должен удовлетворять следующим критериям:
Если хотя бы один из критериев не соблюдается или не выполняется, новая область исключается из расширенного списка. Метод исключения будет использован в дальнейшем. В дальнейшем этот список подвергается более глубокому анализу, прежде всего по критерию доступности затрат на вход. Исключаются наиболее капиталоёмкие направления, требующие значительных инвестиций, недоступных для предприятия. Остаётся список доступных областей, он анализируется по трём критериям:
В результате формируется эффективный список. Он подвергается анализу по критерию достижения целей. Остаётся принятый список. Он подвергается оценке экспертами по 10-ти бальной шкале по критериям достижения целей, затратам на вход, уровню синергии. Критериям может быть присвоен ранг или вес по максимальной итоговой оценке в баллах формируется окончательный список новых направлений, областей, отраслей, товаров.
В дальнейшем выбирается вариант диверсификации, который определяет будущую продуктовую структуру и приоритет в распределении ресурсов Критерием выбора является рентабельность производств.
В силу неопределённости и высокой вероятности информации о новых направлениях освоение новых областей должно происходить постепенно с тем, чтобы в случае наступления непредусмотренных событий можно было отказаться от нового освоения с меньшими потерями.
Выбор портфельной стратегии (наилучшего портфеля)
Портфель содержит перечень или список будущих направлений деятельности, включая традиционные новые. Портфели отличаются набором и структурой. Выбор портфеля означает окончательное решение о диверсификации. При формировании и выобре портфелей возникают две крупные проблемы:
Портфель может быть ориентирован на долгосрочные цели, на достижения рентабельности и доходности, либо на краткосрочные цели и достижение рыночной гибкости. Оба фактора находятся в обратной зависимости. Предварительно варианты портфелей формируются экспертно при условии достижения критериев:
Выбор наилучшего портфеля рекомендуется комплексным методом по трехбалльной шкале.
Цель 1(вес 1) |
Цель 2 (вес 2) |
Цель3 (вес 3) | |
Портфель 1 |
3 (вероятность 0,4) |
2(вероятность 0,6) |
2(вероятность 0,5) |
Портфель 2 |
3 |
1 |
3 |
О1=3*0,4*1+2*0,6*2+2*0,5*3;
О2…
Всё осуществляется экспертно.
По максимальной оценке принимается наилучший портфель. Он раскрывается в характеристиках:
…
Сопротивление изменениям и методы его преодоления
Изменения могут носить разовый характер при смене стратегии, либо представлять непрерывный процесс. Последний реализуется в ходе стратегического планирования. Оно основано на трёх предположениях:
Однако практика легко отвергает эти предположения и возникает сильное сопротивление изменениям. Выработаны четыре метода управления изменениями:
Наиболее эффективным является последний метод.
Модели стратегического поведения
Сложились исторически в последовательности, представленной ниже.
Реакционная модель – является наиболее подходящей в условиях стабильности внешней среды, когда изменения повторяются, а их скорость медленнее, чем реакция фирмы. Деловые способности опираются на прошлый опыт. Планирование оперативное, краткосрочное.
Специальное управление – большее внимание уделяется отдельным специальным направлениям. Применяется в более изменяемой, постепенно развивающейся среде. Скорость изменения сопоставима с реакцией фирмы. Происходит постепенная эволюция способностей. Планирование оперативное, кратко или средне срочное.
Долгосрочное планирование – применяется, когда скорость изменений выше скорости реакции фирмы. Окружающая среда предсказуема и постепенно логически развивается.
Названые три модели реализуют оперативные методы решения. Стратегический аспект реализуется в их полном соответствии требованиям внешней среды.
Стратегическое планирование – применяется при новых, частых и слабо прогнозируемых изменениях. Требуется систематический пересмотр стратегий.
Стратегический менеджмент – внедряется, когда внешняя среда требует развития новый способностей.
Ключевые гипотезы стратегического менеджмента:
Дальнейшее развитие методов стратегического менеджмента в условиях усложнения внешней среды пошло по пути внедрения инновационного подхода. При этом не формулируются конкретные экономические цели, а стратегия будет заключаться в развитии персонала, общего менеджмента. За счёт непрерывных и упреждающих инноваций во всех аспектах деятельности предприятия, предприятие добивается заметного и устойчивого конкурентного преимущества, вероятность появления внешних проблем значительно снижается, в центре внимания становятся кадры, развитие их компетенции.
Конкурентные стратегии предприятия
Общие (типовые) стратегии фирмы: