Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:39, реферат
Объектом исследования является контроллинг как новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.
Целью исследования является анализ контроллинга как комплекса мер по ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Задачами данного исследования являются: определение эффективности системы контроллинга на предприятие, рассмотрение комплекса мер контроллинга на примере предприятия газовой отрасли.
Контроллинг является одним из инструментов системы управления для реализации намеченной стратегии на основе исследования экономической ситуации и выявления векторов воздействия на неё. В отношении реализации стратегии стабильности, основной задачей контроллинга, по нашему мнению, является разработка вариантов управленческих решений с целью минимизации отклонений в развитии организации, вызываемых внешними и внутренними воздействиями.
Путь к либерализации
Финансовые аспекты
Внедрение системы контроллинга в
сферу управления предприятиями
газовой отрасли обуславливает
решение задач координации и
информационной поддержки систем управления
предприятий отрасли на основе реализуемых
системой контроллинга функций. Координация
управленческих воздействий в отрасли
сокращает время реакции на изменения
экономической сферы, тем самым
повышая эффективность
С целью обеспечения
Такая вертикальная структура контроллинга в отрасли позволит ОАО «Газпром»:
- своевременно получать
- прогнозировать в долгосрочной
перспективе последствия
- анализировать конкретные
- осуществлять мониторинг
В газовой отрасли, поимо центральной
службы контроллинга могут действовать
региональные службы контроллинга, службы
контроллинга дочерних предприятий
и отделений, при необходимости -
службы контроллинга региональных проектов
и т.п. На низших ступенях иерархии управления
такие службы будут обеспечивать
фильтрацию информации для служб
на более высших ступенях, обеспечивая
таким образом релевантность
и повышение стратегической составляющей
при движении вверх.
По нашему мнению, в процессе внедрения
контроллинга на предприятиях газовой
отрасли особую роль играют региональные
газовые компании (РГК), которые непосредственно
контактируют с потребителями и владеют
информацией об особенностях хозяйственных
связей в регионе и специфике регионального
рынка газа. Цель контроллинга в РГК можно
определить как стабильность развития
данной компании на основе стабилизации
финансовых потоков в сфере реализации
газа. Задачи контроллинга в РГК могут
быть представлены следующим образом:
- содействие при целеполагании в деятельности
концерна в регионе ответственности;
- координация и интеграция планирования
в концерне и в региональных компаниях;
- мониторинг экономической сферы, проведение
анализа отклонений;
- создание основы для принятия управленческих
решений.
Практической реализацией
- Иерархия управления в
- Виды деятельности по
- Функции контроллинга. В результате
массив функционально-целевых процессов
контроллинга в РГК имеет следующую структуру
(рис.2).
Рис.2. Массив функционально-целевых
процессов контроллинга в РГК
Факторами-ограничителями координации
действий по строкам и столбцам данного
массива будут выступать
1. Процессно-целевые: конечные цели и задачи,
а также объёмы финансирования данных
работ (проектов), выполняемых в рамках
системы контроллинга.
2. Информационные: потоки входящей и исходящей
информации, система сбалансированных
показателей, отчётность (вид, форма, регламент),
техническая поддержка учёта, хранения
и обработки информации и т.п..
3. Организационно-экономические: организационная
структура службы контроллинга, непосредственно
контроллеры, оснащение рабочих мест контроллеров
и т.п.
Разработку системы
В информационном аспекте решения
данного массива требуется
Конкретная организационно-
Практическая реализация стратегии стабильного
развития в РГК осуществляется службой
контроллинга в виде диагностики кризисного
состояния - мониторинга деятельности
предприятия и отслеживания ее основных
тенденций с целью предотвращения кризисных
ситуаций.
Производя оценку эффективности внедрения контроллинга на предприятии необходимо соотнести полученные результаты от внедрения с затратами на распространение нововведений и достижение практического использования идей концепции контроллинга. Рассматривая процесс внедрения контроллинга на предприятии как совокупность мероприятий по нововведениям в функциональных сферах управления, которые он охватывает, можно выделить следующие основные процессные изменения после внедрения и произвести их стоимостную оценку:
1. В функциональной области «
2. В функциональной области «
3. В функциональной области «
4. В функциональной области «
5. В функциональной области «мониторинг»: расширение возможности отслеживания любого информационно-материального потока в организации. Стоимостная оценка: Дополнительная прибыль, экономия от предотвращения негативных отклонений.
6. В функциональной области «интеграция»: Совершенствование взаимодействия подразделений на основе единого информационного пространства предприятия. Стоимостная оценка: Стоимость высвободившихся экономических ресурсов (трудовых, финансовых и т.п.) при повышении производительности труда
7. В функциональной области «координация»: Совершенствование взаимозависимости действий и средств внутри предприятия при реализации управленческого решения; согласование в ходе реализации частных целей подразделений и общих (стратегических) предприятия. Стоимостная оценка: Стоимость высвободившихся экономических ресурсов (трудовых, финансовых и т.п.) при повышении производительности труда
8. В функциональной области «консалтинг»: увеличение качества информационной помощи в принятии управленческого решения. Стоимостная оценка: Стоимость сокращения вероятности наступления негативных последствий.
9. В функциональной области «
Очевидно, что одним из конечных
результатов внедрения
Затраты на постановку системы контроллинга складываются, в основном, из затрат на модернизацию (или построение) системы управленческого учёта и бюджетирования на предприятии, затрат на модернизацию информационных систем, дополнительных затрат на выплату вознаграждения сотрудникам за дополнительный объём работ, затрат на услуги привлечённых специалистов (контроллеров), затрат на обучение сотрудников.
Заключение.
По результатам анализа
По нашему мнению, разнообразие определений
«контроллинга», даёт основание говорить
о контроллинге не как о системе
определенных знаний, а скорее, как
о философии или о концепции
управления предприятием, под которой
следует понимать совокупность мнений
о целях и задачах
Основную роль в контроллинге играет исследование экономической сферы предприятия, определение текущего состояния «Есть» по отношению с состоянием «Должно быть», моделирование управленческих воздействий и анализ на этой основе процессов и ситуаций, которые могут привести предприятие к намеченным целям.
Обобщая трактовки термина, контроллинг
может быть определен как
Список использованной литературы.
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг. –М., 2008.
2. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг. –М.: Омега, 2011.
3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии. –Минск, 2012.
4. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм – М., “Финансы и статистика”, 2008.
5. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов, М., «Олимпбизнес», 2007.