Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:42, контрольная работа
Термин "Управление" относится ко всем объектам, процессам, системам. Под управлением понимает перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные. С этой точки зрения управление применимо не только к людям, но и другим явлениям. Менеджмент представляет собой профессиональную деятельность по управлению организацией в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значительная степень свободы в принятии стратегических решений.
9. Контроль в
системе управления: сущность, виды,
этапы
Термин
"Управление" относится ко всем
объектам, процессам, системам. Под управлением
понимает перевод системы в новое состояние
путем воздействия на ее переменные. С
этой точки зрения управление применимо
не только к людям, но и другим явлениям.
Менеджмент представляет собой профессиональную
деятельность по управлению организацией
в условиях риска и неопределенности,
когда руководству предоставляется значительная
степень свободы в принятии стратегических
решений. Как и любая другая деятельность,
управление выполняет определенные действия
(функции), направленные на достижение
частной цели и в то же время подчиненных
общей цели управления. В теории управления
различают общие (основные, не связанные
со спецификой управления, то есть общие
для всех органов управления) и специальные
(конкретные) функции управления. Как правило,
к общим функциям относят: планирование,
организацию и координацию, мотивацию,
контроль и регулирование, руководство.
В системе управления все управленческие
функции объединены в единый целостный
процесс.
Сущность и задачи контроля в системе управления
Когда составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников, остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль. Слово “контроль" как и слово “власть" вызывает чаще всего отрицательные эмоции, т.к. воспринимается, прежде всего, как ограничение, принуждение. Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. Понятие "контроль" как вид административной деятельности выходит за рамки понятия "контролирование", кроме того, он включает и активную деятельность менеджера - управление. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный.
Контроль, как функция менеджмента - это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранном пути развития, посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами (планами) и принятия необходимых мер при отклонениях.
Контроль призван решать следующие задачи:
-
определение достигнутого
- анализ причин отклонения от намеченных ориентиров;
-
решение о внесении
-
оценка роли контроля при
- анализ позитивных и
-
накопление опыта для
Некоторые
организации создали целые
Таким образом, система с эффективной обратной связью обеспечивает поддержание выходных характеристик на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов. Обратная связь в системе контроля дает возможность вовремя исправлять негативные результаты, либо усиливать действие позитивных результатов.
Области применения
контроля. Виды контроля
Областью применения контроля служит все составляющие деятельности организации, которые могут повлиять на достижение поставленных целей. В области финансовых ресурсов контроль осуществляется путем анализа финансового состояния через бюджет (финансовый план), который предусматривает предельные ассигнования по статьям затрат. В области человеческих ресурсов (персонал) - контроль осуществляется за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее квалифицированного персонала. В области управления материально-сырьевыми ресурсами контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведение проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям, а также осуществляется контроль за обеспечением запасов материальных ресурсов в организации на необходимом для работы уровне.
Управленческий контроль осуществляется на двух организационных уровнях:
1. Контроль
за производственно-
2. Стратегический контроль, определяющий эффективность работы организации, использования ресурсов.
Различают три вида оперативного контроля:
1.
Предварительный контроль, который
осуществляется до начала
2.
Текущий контроль проводится
в процессе работы, направлен
на выявление и устранение
возникающих отклонений и
3.
Заключительный контроль
Контроль представляет
собой непрерывный процесс, проходящий
в 4 этапа:
1.
Установление стандартов и
2.
Измерение достигнутых
3. Сравнение фактически достигнутых данных с запланированными, это дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону. Система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Руководство должно заранее установить величины допустимых отклонений, в пределах которых отклонение результатов от намеченных целей не должно вызывать тревоги. Сокращение допустимых отклонений может требовать больших затрат.
4.
Окончательная оценка
положительные, когда фактические параметры лучше запланированных корректировочные действия направлены на закрепление мер, давших такие результаты, например, увеличение размеров поощрения, инвестиции, увеличение производственных мощностей;
отрицательные, когда фактические данные оказались хуже запланированных, применяются меры по исправлению положения, например, усиление руководства, повышение уровня квалификации работников, иногда пересмотр самих стандартов;
нейтральные, когда организация работает в соответствии с планом, никаких корректировочных действий не требуется.
Эффективность
контроля и требования
к эффективному контролю
определяются следующими
показателями:
Стратегическая
направленность контроля является одним
из главных условий его эффективности.
Абсолютный контроль приоритетных направлений
деятельности, и специальный контроль
в областях, не имеющих стратегического
значения.
Ориентация на результаты. Конечная цель контроля - решение задач, стоящих перед организацией потому чтобы быть эффективным контроль должен интегрироваться с другими функциями управления.
Соответствие контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию.
Своевременность. Выявленные отклонения необходимо устранять, прежде чем они примут серьезные размеры.
Гибкость контроля, как и гибкость планов, необходима для приспособления к происходящим изменениям.
Экономичность и простота. Простейшие методы контроля более понятны людям, требуют меньше усилий и более экономичны. Выгоды, приносимые контролем должны превышать затраты на его проведение.
Ориентированность
на человеческий фактор требует от контроля
не только объективности, но и доброжелательности,
исключения какой бы то ни было слежки
за членами организации существенно ухудшающей
морально-психологический климат организации.
Функция
контроля не является конечным пунктом
всего процесса управления организацией.
На практике такого конечного пункта
не существует, так как каждая управленческая
функция движима другой. Возникает постепенное
круговое движение. Например, информация,
полученная в процессе контроля, может
использоваться на этапе планирования,
организации и мотивации сотрудников.
№12
Процесс принятия решений. Характеристика
этапов разработки, принятия и выполнения
принятого решения
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.
Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.
Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на