Контрольная работа по «Основы менеджмента»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются:
индивидуальное, личностное управление — это управление, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем;
коллективное управление — это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща;

Содержание

1. Приведите разновидности видов, форм и способов управления, дайте их характеристику ................................................................................

3
2. Приведите основные принципы формирования организационных структур управления и раскройте их сущность .................................

7
Задача .....................................................................................................
11
Список использованной литературы ..................................................
13

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по ОМ.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Основы  менеджмента»

 

 

 

Выполнил студент гр.  802301-38

Специальности   ИСИТ (э)

Никулина Т.Н.

                            

 

Проверил:

Оценка: ________________

________________________

(подпись)

___________________(дата)

     

Почтовый  адрес:

г. Гомель, ул. Студенческий проезд, 21-119

т.  (8-029)  3269408

e-mail:   aqua-tn@.mail.ru

 

 
 

 

 

 

Минск 2011

Содержание

1. Приведите разновидности  видов, форм и способов управления, дайте их характеристику ................................................................................

 

3

2. Приведите основные  принципы формирования организационных структур управления и раскройте их сущность .................................

 

7

Задача .....................................................................................................

11

Список использованной литературы ..................................................

13


 

 

1. Приведите разновидности видов, форм и способов управления, дайте их характеристику

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

По  виду  субъекта  управления  основными  разновидностями  управления являются:

индивидуальное,  личностное  управление — это управление,  при котором права и полномочия  находятся у одного  человека,  называемого начальником, руководителем;

коллективное  управление — это управление, когда субъект управления представляет  коллегиальный  орган,  за  которым  сохраняется  право вырабатывать и принимать решения сообща;

международным  считается управление,  когда объектами и процессами управления  осуществляют  уполномоченные  международные  организации (ассоциации, агентства, фонды) и органы;

государственное  управление — это управление  со  стороны государственных, исполнительных, правовых органов и руководящих их лиц;

муниципальное,  местное  управление — это управление, осуществляемое местными органами власти;

ведомственное управление — управление специальными организациями или органами, именуемые ведомствами;

управление  со стороны собственника — осуществляет сам собственник объекта;

уполномоченное  управление — это управление,  при котором управленческие действия осуществляются уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками.

С  позиций  макроэкономического  подхода  по  признакам  объекта  управления  различают  управление  мировой  экономики,  то  есть экономическими  объектами,  в  которых  участвуют  несколько  государств. Управление  в  одной  стране  разделяется  на  виды,  называемые  управление сферами экономики, отраслями, хозяйства, направлениями экономической  деятельности.  В составе управления  экономикой  выделяют  региональное управление, управление предприятиями, компаниями, фирмами. Отдельно по  признаку  объекта  управления  выделяют  управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

На микроэкономическом уровне, в организационных системах выделяют управление  технической  подготовкой  производства,  основным  и вспомогательным производством, персоналом, инновациями, финансами, сбытом  продукции,  затратами,  производительностью,  факторами интенсификации и т.д.

Управляющие  воздействия  бывают  централизованные,  когда  управляющие  действия  формируются  одним  органом  и  передаются многочисленным  объектам  управления,  и  децентрализованные — когда управляющие воздействия какого-то объекта передаются самому объекту.

Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.

В современной теории менеджмента  методы управления классифицируются по самым различным признакам.

В зависимости от масштабов  применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.

По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговли, промышленности и т.п.

Методы  управления подразделяются на следующие  группы:

1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных.

Отличительной чертой данного  метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.

5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:

создание благоприятного морально-психологического климата  в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;

предоставление возможности  развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все вышеперечисленные методы не стоит противопоставлять, так  как наибольшего результата организация  может добиться только при их взаимодействии [2].

 

2. Приведите основные принципы формирования организационных структур управления и раскройте их сущность

Организационная структура управления  -  форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

В рамках организационной  структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Принципы  формирования организационной структуры:

Организационная структура  управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

Следует предусматривать  оптимальное разделение труда между  органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

Формирование структуры  управления надлежит связывать с  определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

Организационная структура  управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие  в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Важный фактор построения управленческих структур - это уровень  развития на предприятии.

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.

В управлении организацией различают связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

Руководители уделяют  большое внимание принципам и  методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.

Вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основных группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе - принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.

В системе общих принципов  управления на современном этапе  основное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкости, демократизации, регламентации и формализации управления.

Основным в системе  общих принципов управления по праву  можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Вторым, не менее важным принципом  менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы менеджмента»