Контрольная работа по дисциплине «Управление персоналом на предприятии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 05:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Управление развитием персонала: понятие адаптации, виды адаптации. Основные методы развития персонала. Цели обучения персонала, условия формы и методы организации обучения, оценка его эффективности.
2. Построение карьеры (этапы, стадии, модели карьеры). Определение проблем в развитии карьеры (признаки проблем в карьере). Принципы карьеростроительства. Управление карьерой.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине управление персоналом на предприятии.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 


 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Управление персоналом на предприятии»

 

 

1. Управление развитием  персонала: понятие адаптации, виды  адаптации. Основные методы развития  персонала. Цели обучения персонала, условия формы и  методы организации  обучения, оценка его эффективности.

 

Управление развитием персонала: понятие адаптации, виды адаптации. Адаптация (от позднелатинского «adaptio») — это приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования.

Адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизио­логических, социально-психологических, организационно-администра­тивных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Под адаптацией понимается не только процесс, но и результат.

Результатом адаптации к предприятию является состояние соответствия между производственной средой (среда адаптации) и работником (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает абсолютным, носит обратимый характер.

Особенностью адаптации является непрерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и критериев адаптации.

Выделяют следующие виды адаптации:

  1. Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:
    • внедрение в среду;
    • принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
    • активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.
  2. Производственная адаптация - включение работника в новую производственную среду, усвоение норм трудовой деятельности, установ­ление и расширение взаимосвязей между работником и производственной средой.
  3. Профессиональная адаптация - характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, формированием профессиональных качеств.

Профессиональная адаптация содержит как объективный (выполнение должностных обязанностей, норм выработки, квалификация работника, наличие специальных знаний и навыков), так и субъективный (мотивы выбора профессии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения или сохранения профессии) аспекты.

Профессиональная адаптация проходит два этапа:

  • формирование у работника положительного отношения к определенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда;
  • овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в условиях конкретного производства, приобретение знаний, позволяющих быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

4) Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим  и психическим нагрузкам, физиологическим  условиям труда.

Объектом адаптации являются условия труда - комплекс факторов производственной среды, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на работника: влияют на самочувствие, настроение, дееспособность, а при длительном воздействии - на утомляемость, трудоспособность, состояние здоровья, физические и психологические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещение и т.п.).

5) Социально-психологическая адаптация - включение работника в систему  взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Этот вид адаптации имеет познавательный, практический и эмоциональный элементы. Познавательный - связан с информацией о формальной и неформальной структуре коллектива. Практический - с непосредственным включением его в социальную жизнь предприятия. Эмо­циональный - выражается в формировании определенного уровня удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в их системе.

6) Организационная адаптация - ознакомление  с особенностями организационного управления предприятием, местом своего подраз­деления и должности в общей организационной структуре и системе целей, создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.

7) Экономическая адаптация - уровень заработной платы, способы материального стимулирования и т.п.

8) Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, занятиях спортом и т.д., к бытовым условиям, предоставляемым на предприятии.

Выделяют также первичную и вторичную адаптации, которые имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления.

Первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений).

Цели первичной адаптации:

  1. включение молодежи в трудовую деятельность;
  2. распределение рабочей силы;
  3. социализация и профессионализация;
  4. замещение убывающих работников;
  5. профессиональный отбор и ориентация.

Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (меняющих место работы, профессию, статус).

Цели вторичной адаптации:

  1. перераспределение кадров;
  2. приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест;
  3. дальнейшая социализация и профессионализация;
  4. повышение уровня стабильности и сплоченности коллектива;
  5. совершенствование производственного климата.

 

Основные методы развития персонала. Развитие персонала – это система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.

Цель развития персонала - повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации.

Успешное развитие персонала требует использования конкретных методов, направленных на формирование и активизацию знаний, возможностей и поведенческих аспектов персонала. Среди методов развития персонала можно выделить следующие:

  1. Методы формирования и развития кадрового потенциала организации:
    • методы организационного развития, совершенствования структур, составление штатного расписания;
    • методы улучшения фирменного стиля управления;
    • методы конфликтного менеджмента, содействующие межличностным коммуникациям и созданию благоприятного микроклимата;
    • техника групповой работы менеджера.
  2. Методы развития потенциала каждого сотрудника:
  • методы повышения квалификации за пределами организации;
  • фирменные однодневные или недельные семинары;
  • конференции, групповые дискуссии;
  • дуальные менеджмент-тренинги (решение совместно с учеными конкретных хозяйственных задач);
  • модернизация или методы решения проблем в процессе творческой дискуссии без право вето у модератора, т. е. человека который ведет дискуссию;
  • система методов содействия развитию творчества (например, деловые игры).

 

Цели обучения персонала, условия формы и  методы организации обучения, оценка его эффективности.

Обучение персонала – это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников исходя из цели развития соответствующих подразделений, которые в свою очередь, привязаны к стратегии компании. Обучение может быть разной форм, содержания и способа организации. Все это зависит от конкретной цели, временных и финансовых ресурсов.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Цель обучения с точки зрения работодателя:

  1. организация и формирование персонала управления;
  2. овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  3. воспроизводство персонала;
  4. интеграция персонала;
  5. гибкое формирование персонала;
  6. адаптация;
  7. внедрение нововведений.

Цели непрерывного образования с позиции работника:

  1. поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  2. приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  3. приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  4. развитие способностей в области планирования и организации производства.

Содержанием обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Возможны разнообразные способы организации – силами внутренних специалистов и менеджеров, силами внутреннего тренера, с приглашением внешних преподавателей, тренеров, экспертов.  Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают для себя собственные учебные центры и корпоративные университеты.

Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Вся их совокупность может быть разделена  на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.

Основными методами обучения на рабочем месте являются:

  1. Направленное приобретение опыта. Это систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.
  2. Производственный инструктаж. Это общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой.
  3. Смена рабочего места (ротация) - получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов).
  4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Данный метод заключается в обучении и ознакомлении работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
  5. Наставничество – это сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. Применение метода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то неправильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении такого положения вещей. Метод может практиковаться как систематический.
  6. Подготовка в проектных группах - сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми расходами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от производственного процесса. Выделяют следующие методы обучения персонала вне рабочего места:

  1. Чтение лекций – это пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
  2. Программированные курсы обучения. Данный метод более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.
  3. Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством -  это активный метод обучения; участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.
  4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики. Этот метод позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
  5. Деловые игры – это обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.
  6. Тренинг - ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности.
  7. Самостоятельное обучение. Это наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания.
  8. Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей. Данный метод подразумевает моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.).
  9. Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа. Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Управление персоналом на предприятии»