Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:32, контрольная работа
Современная компания - компания динамично развивающаяся. Собственно, само российское предпринимательство (российский капитализм?) - есть явление «молодое»: прошло чуть более двадцати лет, когда официально стало возможным легально реализовывать предпринимательский талант, предпринимательскую инициативу.
Предпринимательство в странах Западной Европы - где рыночный механизм выступает основой хозяйствования – есть практика, история которой насчитывает столетия. В РФ предпринимательство сформировалось (и формируется сегодня!) несколько стихийно, когда то, на что странам Запада потребовалось столетия, в России произошло за неполные три десятилетия.
Вместе с тем, отмечу, в рассматриваемом мной случае имеет место однозначная дифференциация: строго разграничено правила формальные и неформальные, при этом последние имеют «вторичное значение»: неформальные правила никогда не мешают полноценной реализации правил формализованного характера3.
Мы видим: культура – как совокупность формальных и неформальных правил.
Роль культуры и социальных норм в экономическом развитии. Культура в данном контексте может трактоваться как система формальных и неформальных правил.
Что есть формальные правила? Это совокупность прописанных в официальных документах принципов работы, которые определяются руководством и являются обязательными для всех без исключения работников компании. На практике формализованные правила могут касаться внешнего вида, правил общения с клиентами, принципов составления, оформления и движения документов, согласования решений с вышестоящим руководством и т.д. Принципиально различным, но как показывает практика не менее важным и влияющим на конечную результативность и уровень эффективности, фактором построения и осуществления деятельности в конкретной компании обнаруживается комплекс неформальных правил, которые есть иерархически организованный комплекс «негласных» принципов, которые, несмотря на свой «вербальный», психолого-эмпирический характер также, в подавляющем большинстве случаев, обязателен к исполнению.
Подведем некоторый промежуточный итог. Роль культуры и социальных норм в экономическом развитии представляется если не первостепенной, то исключительно значимо4й.
Любой бизнес, любой экономический процесс, в сути своей, основан на социальном базисе. Культура есть определенный норматив, регулятор, позволяющий субъектам экономического спектра осуществлять поиск точки оптимума, определенного консенсуса, который, в свою очередь, есть непременное условие поступательной социально-экономической динамики. Социальные нормы - есть область, взаимно продуцируемая культурой; современная практика экономикс базируется – среди прочего на этом уникальном, выработанном человечеством пласте - культуре (в самом широком понимании), принятии и исполнении социальных норм, выполнению комплекса формальных и неформальных правил.
С моей точки зрения, понимание и умение управлять данными нормативами является непременным атрибутом современного менеджера среднего звена.
В целом, как показал анализ, в рассматриваемой банковской организации не имеет место контркультура: процессы становления и развития организационной культуры детерминированы наличием формальных и неформальных правил, которые, безусловно, являются определенными «ограничителями» в деятельности и поведении сотрудников.
Все вышесказанное сформулируем некоторые «рекомендации коллеге»: очевидно, что необходимость управления организационной культурой расширяет - помимо демократического, либерального, авторитарного - круг «стилей лидерства».
В своей практике
я придерживаюсь следующих
Современные социально-экономические реалии инспирируют возникновение лидера нового поколения, который реализовывает ряд ключевых задач.
С моей
точки зрения, рассматриваемая проблематика
прямо коррелирует с
Вызовы для «современного» лидера обусловлены необходимость своевременной адекватной реакции на процессы, протекающие и внутри, и вне организации.
Принятие и реализация управленческого решения требует от лидера.- личной психологической, профессиональной, компетентной и пр. - «подвижности».
Приведу пример. Предположим пришедший в новый коллектив руководитель изначально позиционирует себя негативно к уже сложившимся внутри коллектива формальным и неформальным отношениями и связям.
Руководитель принимает самые жесткие меры дисциплинарного воздействия: он предлагает провести хронометраж и фотографию рабочего времени (с целью выяснения объема непроизводственных затрат рабочего времени и пр.), предлагает «оптимизировать» штатное расписание, сократить «излишние штаты», перераспределить трудовые функции.
Совершенно понятно, что подобные «резкие» поступки со стороны «нового» человека воспринимаются коллективом в однозначно негативном ключе, поскольку рассматриваются сотрудниками как «покушение» на уже сложившийся (и рассматривающийся ими как оптимальный) уровень напряженности труда.
Работники могут вступить в открытую конфронтацию с руководителем: составить коллективное обращение, иметь ряд личных встреч и бесед. Результатом подобного диалога может стать «смягчение позиций» со стороны руководителя; в этом случае можно говорить о том, что поведение подчиненных может стать причиной кардинального изменения лидером своего поведения. Те же самые мероприятия могут быть реализованы постепенно, последовательно: при этом интересы руководителя и трудового коллектива будут находиться в состоянии некоторого баланса. Можно ли считать подобного - лояльного, подвижного, готового к уступкам - руководителя хорошим лидером, современным менеджером в области управления человеческими ресурсами?
С моей точки зрения ответ может быть положительным. Лидер - это руководитель, способный к диалогу, к выработке компромисса; это человек, способный признавать допущенные ошибки.
Именно такой
лидер создает оптимальный
Трудно, с моей точки зрения, отыскать феномен более синкретичный и многофакторный чем феномен «культура». Каждая отрасль научного знания специфическим образом трактует «культуру», следовательно, сформулировать единственную дефиницию не представляется возможной.
Культура
– это специфический способ
организации и развития социума
Что такое «организационная культура предприятия»? Каждая организация - многофакторная система; однако в центре всех производственных и управленческих процессов обнаруживается человек, коллектив, трудовой потенциал организации.
Культура -
как система ценностных
Имеется два типа организационных структур - формальные и неформальные.
Формальная структура - это структура организации, установленная системой менеджмента. Например, это объединение людей в группы, отделы, цехи, установление между ними рабочих связей и формальных линий связей и общения.
Неформальная структура - это структура, которая возникает в организации независимо от менеджмента. Например, это группа людей из разных подразделений организации, которые являются друзьями.
Исключительный положительный эффект - в большинстве случаев - имеет ситуация, когда формальная и неформальная структуры организации в целом совпадают, когда между ними нет открытого противоречия.
В целом, как показал анализ, в рассматриваемой банковской организации не имеет место контркультура: процессы становления и развития организационной культуры детерминированы наличием формальных и неформальных правил, которые, безусловно, являются определенными «ограничителями» в деятельности и поведении сотрудников.
1 Соколова М.И. «Организационное поведение. Управление поведением организации». – М.: Проспект, 2010, с .92.
2 Питер Друкер Классические работы по менеджменту.— М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. С. 76-77.
3 Ашуров Ф.А. Человеческий капитал как важная составляющая экономической безопасности страны // Микроэкономика. - 2011. - N 4. С.17
4 Соколова М.И. «Организационное поведение. Управление поведением организации». – М.: Проспект, 2010. С. 89.
5 Яхонтова Е.С. «Soft Management или Управление отношениями в компании». М: Экономика, 2010. С. 76.