Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:56, контрольная работа
История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса. Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны [5]. Огромную роль в этом процессе играет менеджмент.
Введение.
1. Рассмотрите менеджмент как тип рыночного управления.
2. Дайте понятие внешней и внутренней среды организации.
3. Задача. В трудовой коллектив, в котором имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
4. Тест. К факторам, оказывающим косвенное влияние на со¬стояние организации, относят:
а) изменение содержания федеральных законов;
б) изменение состояния мировой экономики;14
в) изменение конъюнктуры рынка;
г) изменение состояния национальной экономики;
д) изменение условий поставки ресурсов.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
1. Рассмотрите менеджмент как тип рыночного управления.
2. Дайте понятие внешней и внутренней среды организации.
3. Задача. В трудовой коллектив, в котором имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
4. Тест. К факторам, оказывающим косвенное влияние на состояние организации, относят:
а) изменение содержания федеральных законов;
б) изменение состояния мировой экономики;14
в) изменение конъюнктуры рынка;
г) изменение состояния национальной экономики;
д) изменение условий поставки ресурсов.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса. Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны [5]. Огромную роль в этом процессе играет менеджмент. И в своей работе хочу рассмотреть и ответить на 2 вопроса:
1.Менеджмент как тип рыночного управления.
и так как в менеджменте главной проблемой является работа с персоналом. Люди — это субъекты рыночных отношений [5]. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия или организации, то ответить на:
2. Понятие внутренней и внешней среды организации.
Менеджмент как тип рыночного управления.
Менеджмент (англ. management – управление, заведование, организация) – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для российской деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.
Термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины, например: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат [2].
Специфика менеджмента, как
особого типа управления, рассчитанного
на рыночную систему хозяйствования, заключается
в следующих особенностях:
- гибкость и своевременная адаптация
необходимого поведения компании на рынке;
- ориентация на живого человека;
- высокая степень профессионализма;
- творческий подход менеджера
Развитие рыночной экономики невозможной
без конкуренции, свободного предпринимательства,
зависимости от своевременных и правильных
решений управленца, знания механизмов
передвижения капитала и рабочей силы,
свободных цен делает важность профессии
менеджера чрезвычайной. Управление или менеджмент является
важной гранью любой деятельности, без
которой невозможно движение процесса.
Это особая деятельность, которая имеет
свою специфику по выполнению управленческих
функций. Как определил еще Анри Файоль,
управление или менеджмент основаны на
предвидении, планировании, организации,
распоряжениях, координации и контроле.
Современная специализированная литература
рассматривает такие функции менеджера,
как умение прогнозировать, определять
и достигать цели, планировать и организовывать
деятельность, мотивировать персонал,
контролировать, учитывать и анализировать
результаты с целью дальнейших модернизаций
бизнес-процессов.
Процесс управления (менеджмента)
невозможен без временных и ресурсных
затрат, которые в силу их ограниченности
определяют требования по эффективному
распределению и использованию, что в
свою очередь обуславливает взаимозависимость
и взаимосвязанность функций управления.
Поэтому проблемы менеджмента невозможно
решить без постановки правильных задач
и правильного планирования реализации
ресурсов. Примерами такой реализации
могут служить коммуникационные процессы,
приводящие к принятию управленческих
решений, решение производственных и технологических
процессов, эффективное вложение в процессы
самых различных закупок и многое другое.
Сегодня развитие рыночной экономики
требует прежде всего теоретических обоснований
и умения реализовывать их на практике,
поэтому менеджмент стал целой наукой,
наукой по управлению. Хотя во всем мире
процессы формирования менеджмента в
область отдельных знаний, формирование
науки о менеджменте началось уже достаточно
давно. В конце девятнадцатого века менеджмент
представлял собой некую общность, в которую
входили эмпирические знания, аккумулирующие
разнообразные опыты и теоретические
сведения по управленческой деятельности.
Это стало возможным в результате накопления
таковых знаний в результате много летней
практики, которую необходимо было обобщить
и систематизировать в вид определенного
подхода, принципа и метода, способного
раскрыть и смоделировать тот или иной
аспект деятельности управленца. В разное
время менеджмент основными задачами
мог ставить совершенно разные – начало
двадцатого века задало цель в повышении
производительности, конец того же двадцатого
столетия стал переломным в смысле гибкости
и адаптации к постоянному видоизменению
среды.
Таким образом, менеджмент расширялся
и специализировался, появились отдельные
отрасли по научному управлению, администрированию,
управлению и построению человеческих
отношений и так далее. В дальнейшем специализации
развивались по процессному, системному,
ситуационному подходу, узкая специализация
сегодня стала определяющей [4].
Понятие внутренней среды организации.
Внутренние ситуационные факторы в организации образуют ее внутреннюю среду. К числу этих факторов обычно относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации [1, 25].
Цели. Организацию можно рассматривать как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Этот процесс представляет собой механизм координации, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
Разнообразие целей также связано с тем, что крупные организации имеют много целей. Например, для получения прибыли необходимо сформулировать цели в таких сферах, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, социальная ответственность.
Структура. Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Подразделения могут быть определены как функциональные области. Их не следует смешивать с функциями управления.
Структура организации должна согласовываться с уровнями управления и функциональными областями в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.
Разделение труда. Характерной особенностью современных организаций является специализированное разделение труда, закрепление данной работы за специалистами — теми, кто способен выполнить ее лучше всех, с точки зрения организации как единого целого. Примером может служить разделение управленческого труда между специалистами по маркетингу, финансам и производству.
Сфера контроля руководителя — это лица, ему подчиненные. Сфера контроля — важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. При узкой сфере контроля каждому руководителю подчиняется мало людей, что приводит к многоуровневой структуре. Большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.
Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Технология — четвертый важнейший внутренний фактор - имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Ч. Перроу, характеризует технологию как средство преобразования «сырья» — будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги.
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Технологии оказывают сильнейшее воздействие на управление и организационную эффективность [1, 27-28].
Понятие внешней среды организации.
Внешняя среда характеризуется подвижностью, определяемой взаимосвязью отдельных факторов: неопределенностью, сложностью, иерархичностью, темпами изменений (медленнее, в соответствии или быстрее реакции фирмы), степенью привычности событий (привычные; в пределах экстраполяции опыта; неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом; неожиданные и совершенно новые), предсказуемостью (по аналогии с прошлым; путем экстраполяции; частичная предсказуемость; полная непредсказуемость). На различные элементы организации эти факторы оказывают неодинаковое влияние .Внешняя среда организации по-другому называется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например поставщики, потребители, посредники, конкуренты) [7].
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Поставщики. С позиций системного подхода организация — это механизм преобразования «входов» в «выходы». Основные разновидности входов — рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.
Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примерами могут быть машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций Нередко предпочитают поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства.
Капитал. Для роста и процветания предприятию нужны «поставщики» капитала. К потенциальным инвесторам относятся, например, банки, инвестиционные и кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеры, частные лица, покупающие облигации акционерных обществ.
Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Руководители успешно действующих предприятий считают привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена, обучение способных руководителей даже более важным, чем получение прибыли, привлечение потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам.
Законы и государственная власть. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь частным предприятием, хозяйственным товариществом или некоммерческой организацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.
Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
Законотворчество региональных и муниципальных органов власти. Каждый субъект, каждое муниципальное образование требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи.
Потребители. Многие экономисты согласны с известным теоретиком менеджмента П. Друкером, которой считает, что подлинная цель предпринимательской деятельности — создавать потребителя. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для предпринимательства очевидно. Но некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в общем смысле этого слова.
Конкуренты представляют собой важнейший внешний фактор. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как и конкуренты, то предприятие просуществует недолго. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Предприятия ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными [3].
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Теперь рассмотрим среду косвенного
воздействия или как ее еще называют среда
общего окружения фирмы.
Средой косвенного воздействия называют
совокупность факторов отражающих состояние
общества, его экономики, природной среды
и не связанных непосредственно с данной
организацией.
Факторы среды косвенного воздействия
обычно не влияют на деятельность организации
так же заметно, как факторы среды прямого
воздействия, но руководству организаций
необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия
обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.
Руководство организаций часто в своей
деятельности пользуется неполной информацией
об этой среде. Основные факторы среды
косвенного воздействия следующие:
1.Технология.
2.Состояние экономики.
3.Социокультурные особенности.
4.Политическая обстановка.
Технология. Технологические новинки
влияют на эффективность, с которой продукты
можно изготавливать и продавать, на скорость
устаревания продукта, на то, как можно
собирать, хранить и распределять информацию,
а также на то, какого рода услуги и новые
продукты ожидают потребители от организации.
Организации, имеющие дело непосредственно
с технологией высокого уровня, наукоемкие
предприятия, должны быстро реагировать
на новые разработки и сами предлагать
нововведения. Но сегодня, чтобы сохранить
конкурентоспособность, все организации
вынуждены идти в ногу с теми разработками,
от которых зависит эффективность их деятельности.