Конфликт - метод управления противоречиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 13:56, реферат

Краткое описание

Целью реферата является определение понятия конфликта и средств управления конфликтами. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и структуру конфликта, рассмотреть природу возникновения противоречий и конфликтов, определить методы управления и функции конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.36 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение  управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определённых целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».

С другой стороны, многие специалисты  выдвигают мысль о том, что  управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.

Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организации.

Основа всякой науки –  это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как она оформилась в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет собой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в область научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой.

Однако этому оптимизму  была уготована короткая жизнь. Руководители-практики видели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты как машины. Нельзя вживить счётчик в сознание человека, чтобы он или она объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость.

Целью реферата является определение понятия конфликта и средств управления конфликтами. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и структуру конфликта, рассмотреть природу возникновения противоречий и конфликтов, определить методы управления и функции конфликтов.   

 

1. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Системный анализ противоречий и формирование внутренней среды  организации является одним из важнейших аспектов управленческой деятельности. Любой руководитель должен уметь управлять организационными отношениями.  Дружный и работоспособный коллектив – залог успеха деятельности любого предприятия в независимости от того, в какой сфере работает организация. Хороший руководитель всегда стремиться к созданию и совершенствованию условий для образования такого коллектива.

Основой организационных  отношений являются различные коммуникации, которые представляют собой внутренние и внешние связи. Коммуникации можно рассматривать и как просто явление, и как процесс.

Коммуникации как явление  – это все установленные нормы; правила поведения и принципы; положения и инструкции; закономерности. Это отношения людей в организации в процессе выполнения ими своих функций, процедур и операций. Сюда же входит и система документооборота.

Коммуникации как процесс  выражаются непосредственно в отношении  работников друг к другу, к клиентам, партнерам (поставщикам), а также в отношениях между личностью и информационными технологиями. Характеризоваться эти отношения могут полной поддержкой и взаимопониманием, но в процессе деятельности между участниками (субъектами) этих отношений могут возникать противоречия. Причиной этому могут являться различные интересы руководства и подчинённых, разная степень удовлетворения их потребностей. В реальной жизни в отношениях присутствуют и тот, и другой варианты.

Теория организации рассматривает  разные виды коммуникаций:

1. между организацией  и внешней средой;

2. между подразделениями  (отделами) организации;

3. между работниками подразделений по уровням производства и управления;

4. неформальные коммуникации.

Стоит отметить, что такое  явление, как полная поддержка не всегда является положительным для организации, так как, в большинстве случаев, это свидетельствует о том, что работники-подчинённые пассивны и безынициативны, а, возможно, просто «задавлены» авторитетом руководителя. Также причиной может выступать некомпетентность подчинённых.

Наиболее приемлемой и  естественной реакцией подчинённых  на деятельность руководства является проявление разного рода противоречий, которые в большинстве своём являются полезными для организации.

Таким образом, противоречия в организации являются результатом  взаимодействия сторон, которые с разной степенью воспринимают или оценивают одно и тоже явление или объект, служащие причиной возникновения противоречия.

СТУПЕНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Противоречия, так же как  и коммуникации, можно рассматривать  как явление, и как процесс.

Как явление противоречие представляет собой набор документов, которые отражают расхождения, имеющиеся на предприятии, в форме заявлений, протоколов, актов. Они фиксированы и формализованы (например, протоколы о разногласиях, исковое заявление в суд и т.д.).

Противоречие как процесс  – это реакция работников, с  разной степенью воспринимающих и оценивающих какую-либо информацию, которую они получили при обсуждении различных вопросов.

Как процесс противоречие имеет четыре ступени: различие, поляризация, столкновение и антагонизм. А если рассматривать всю совокупность коммуникаций в организации, то ступеней по уровню нервной напряжённости можно выделить пять (четыре вышеперечисленные ступени противоречий, а также ступень «Полная поддержка»).

Ступень Различие. Эта ступень  является самой спокойной по уровню нервной напряжённости. Здесь у руководителя и его подчинённых полное взаимопонимание относительно целей (глобальной цели организации, общей коллективной, частных целей и задач) и средств и способов достижения этих целей. Но на этой ступени допустимы некоторые различия в подходах по выполнению поставленной цели как со стороны руководителя, так и со стороны подчинённых. Но это не сказывается на результате реализации задачи, не мешает успешному достижению цели.

Очень часто различия возникают  при введении каких-либо новшеств в  отлаженный механизм взаимодействия. При этом различия носят, как правило, кратковременный характер и поэтому отрицательные эмоции не успевают накапливаться ни у управляемой ни у управляющей сторон.

Хороший и профессиональный руководитель должен уметь и совершенствовать своё умение поддерживать в коллективе противоречия на ступени «Различие» достаточно длительное время. Он понимает, что это способствует успешной деятельности всей организации, ведёт к плодотворной работе. Ступень Различие может быть рекомендована для коллективов с хорошо отлаженным, устоявшимся механизмом взаимодействия и технологией производства. Естественно, что руководители должны обладать высоким авторитетом и профессионализмом.

     Ступень Поляризация.  Следующая по уровню нервной  напряжённости ступень после ступени «Различие». Здесь, как и на предыдущей стадии, у руководителя и его подчинённых полное взаимопонимание относительно поставленных целей (задач), но подходы к средствам и методам их воплощения различаются. Подчинённые здесь могут выступать как новаторы, предлагая даже целые комплексы новшеств в области методов, средств и способов достижения целей. Но это не мешает успешной реализации поставленных задач.

Нереализованные идеи подчинённых  могут накапливаться для дальнейшего  прорыва, а при совместном обсуждении их с руководством или специалистами могут переходить в стадию «Различие».

Отрицательные эмоции здесь  также носят кратковременный  характер и не накапливаются. Различие и Поляризация – это естественные статические производственные отношения в организации. Ступень Столкновение. Это уже достаточно сильная по уровню нервной напряжённости ступень противоречия между руководителем и его подчиненными в процессе реализации поставленных целей и задач.

Подчиненные понимают и поддерживают только часть общей цели. Частные  цели и задачи в рамках общих подходов формируются различные и способы их достижения, соответственно, также различны. Тем не менее, столкновение – это опять-таки процесс естественный при творческой деятельности.

Причинами возникновения  столкновений могут быть следующие  ситуации:

1. существует небольшое различие в профессионализме руководителя и подчиненных. Подчиненные, предлагая какой-либо подход, чувствуют свою уверенность и полную правоту относительно эффективности предлагаемого им подхода или метода;

2 предприятие перешло на производство нового изделия, а технология его производства является не совсем понятной как руководителю, так и исполнителям (например, при конверсии);

3. руководитель не обладает высоким профессионализмом, и низкий уровень управленческого образования не позволяет ему убедить подчиненных в правильности поставленной задачи, и в правильности выбранных средств, методов, способов её выполнения.

Позитивные стороны столкновений выражаются в том, что они могут  явиться импульсом к развитию и внедрению нововведений, после чего отношения переходят на более низкие по уровню нервной напряженности ступени, но это в том случае, если руководитель и  подчиненные готовы идти на взаимные уступки, находя тем самым наиболее оптимальное решение. Если же руководитель и исполнители не приходят к приемлемому решению, которое устраивало бы все стороны, то столкновение может перерасти в антагонизм.

Столкновение очень полезно  для проектных и опытных организаций, где важно не авторство, а конкретный результат (новый товар или услуга, знания или информация).

Квалифицированный руководитель может сам на некоторый период времени спровоцировать столкновение как импульс для достижения поставленной цели. Организовать он их может в рамках проведения мозговых штурмов, «управленческих прорывов» и т.д.

Ступень Антагонизм. Последняя, самая сильная по уровню нервной напряжённости ступень в отношениях между руководителем и подчиненными в процессе реализации цели.

Она характеризуется тем, что и общая цель коллектива, и  частные цели и задачи, и средства и методы их реализации принципиально различны. Очень часто антагонизм возникает, когда специалисты, имеющие примерно одинаковый уровень профессионализма решают какие-то новые задачи и вопросы.

Антагонизм может привести к конструктивным, то есть положительно-созидательным, или к деструктивным, то есть разрушающим, последствиям как в профессиональной деятельности, так и в сфере межличностных отношений.

Управлять ситуацией в  условиях антагонизма чрезвычайно  сложно, и это требует высокого профессионализма руководителя. Работа на стадии антагонизма должна носить кратковременный характер, так как это требует очень больших затрат энергии человека и является очень сложным как для руководителя, так и для подчиненных.

ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Все противоречия могут быть сведены к трём видам: системным, производственным и личностным.

Системные противоречия –  противоречия, отражающие взаимодействие управляющей и управляемой систем, между возможным, желательным и необходимым.

Это противоречия между базисом  и надстройкой; производительными  силами и производственными отношениями; возможным, желаемым и необходимым.

Различие, поляризация и  столкновение способствуют решению  системных противоречий путём эволюционного развития. Антагонизм приводит к смене форм собственности и либо к переходу в более демократическую систему управления, либо к возврата в ранее существовавшую систему производства и управления.

Производственные противоречия – противоречия, отражающиеся в  рамках отдельных подсистем: между объектами и субъектами управления, городом и деревней, спросом и предложением, имеющимся и требуемым уровнем образования.

Личностные противоречия -   противоречия, отражающие бытовой  уровень отношений между людьми и определяемые степенью удовлетворения социальных потребностей и интересов человека.

 

2. КОНФЛИКТ – МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯМИ

Все противоречия проявляются  в организационных отношениях. Более  того, ими необходимо управлять, то есть корректировать или изменять их в зависимости от соответствия их реальной ситуацией.

В каждом коллективе организации  де-факто существует одна из четырёх  ступеней противоречия или полная поддержка. Задача руководителя заключается в переводе коллектива с существующей ступени на требуемую.

Изменение или перевод  противоречий с одной ступени  на другую осуществляется за счёт создания и (или) предотвращения конфликтов.

Информация о работе Конфликт - метод управления противоречиями