Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 20:19, лекция
Деловая этика: понятие, принципы и система ограничений бизнеса.
Факторы влияния и направления формирования репутации компании. Социальная ответственность компании.
Корпоративная культура: понятие, типы, механизм и инструменты формирования.
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса подтверждает следующее: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная СМИ сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней.
Деловая этика – этика бизнеса, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями (Л. Сен. Об этике и экономике. М., 1996).
К началу 80-х гг. в этике бизнеса сложились три главных направления: «этика филантрóпии» (греч., от phileo «любить», и anthropos «человек»), «этика справедливости», «этика личной автономии». Первое из них напрямую связывает добро с результатом, к которому добро приводит, и побуждает бизнес к благотворительной деятельности. Второе декларирует равенство и справедливость между сотрудниками компании. А третье направление главным моральным правилом считает соблюдение прав других субъектов – партнеров по бизнесу, клиентов и конкурентов. Таким образом, социальная роль этики бизнеса заключается в поддержании равновесия в обществе в виде конструктивных отношений всех участников производства и рынка.
В современном международном бизнесе этика строится на определенных принципах (основных правилах) и накладывает конкретные ограничения.
Принципы деловой этики.
1. Принцип справедливости. Провозглашает порядочность и честность в делах. Все вознаграждения в виде прибыли и удачи должны быть заслуженными, достигнутыми трудом и талантом. Неудачи тоже должны быть следствием собственных ошибок, а не козней врагов и конкурентов. Успешные бизнесмены обязаны заниматься благотворительностью. Поддерживая обделенных судьбой, они способствуют установлению мира и устойчивости в обществе.
2. Принцип права. Предусматривает юридическую адекватность действий и ответственности. Любые правовые претензии должны быть обоснованны, полностью соответствовать законодательству и юридическим процедурам конкретной страны.
Каждому участнику делового мира должно быть обеспечено единство прав и обязанностей. Перекос в этом в любую сторону недопустим.
Общечеловеческие и деловые права каждого гражданина являются нерушимыми. Право на работу, на собственность, на предпринимательство и получение дохода выходят за пределы национальных границ. Они являются общемировыми.
3. Принцип утилитаризма. Утилитаризм, или практицизм, устанавливает соотношение затрат и доходов. Это соотношение должно быть таковым, чтобы работа приносила прибыль. Повышение прибыли нечестным путем недопустимо. Равно как и неприемлемо снижение затрат недостойными способами.
Обосновывать принятое решение в бизнесе, исходя из всех трех вышеперечисленных принципов, не всегда возможно. Так, увольняя работников, менеджер строит свое решение на основе принципа утилитаризма, иногда права, но не справедливости. Наоборот, оставляя на предприятии работника, он поступает так, реализуя свое представление о справедливости и соблюдении прав последнего, но поступается принципом утилитаризма.
Современный бизнес имеет определенные ограничения – юридические и моральные.
Юридические ограничения бизнеса
1. Охрана труда и техника безопасности.
2. Пожарная и санитарная безопасность.
3. Охрана окружающей среды.
4. Соблюдение правил конкуренции, в том числе антимонопольного законодательства.
5. Недопущение
дискриминации персонала по
Моральные ограничения бизнеса
1. Честность
перед потребителями и
2. Этика деловых отношений.
3. Правдивость рекламы.
Деловое поведение в современном бизнесе включает этичное поведение сотрудников и правила международного бизнес-этикета.
Этичное поведение сотрудников
1. Бережливое
отношение к имуществу компании
2. Консенсус различных интересов.
3. Этика
внешних деловых связей, в том
числе в работе с
4. Этика в отношениях с потребителями, партнерами и конкурентами.
5. Этика выбора в деликатных ситуациях. Например, сохранить в тайне из патриотизма к компании или раскрыть факты нарушений.
Правила международного бизнес-этикета
1. Правила приветствия, обращения, представления.
2. Правила деловых контактов: встреч, приемов, переговоров, деловой переписки и др.
3. Деловая субординация.
4. Рекомендации по формированию внешнего облика сотрудников и имиджу менеджеров.
5. Этические
нормы материальных отношений: правила
обмена подарками и сувенирами;
проблемы чаевых и других
Соблюдение правил международного бизнес-этикета является одним из важнейших условий успеха компании. Любые отклонения или вольности могут нанести урон репутации компании, что непременно отрицательно скажется на ее экономической деятельности.
Американский исследователь бизнеса и менеджмента Питер Костенбаум опубликовал книгу под красноречивым названием: «Сердце бизнеса: этика, власть, философия». Он убедительно показал, как неэкономические факторы могут влиять на экономику компании. Костенбаум вывел составляющие долговременного успеха компании:
1. Прибыль
должна быть не только законной
2. Сотрудники должны быть нравственны, патриотичны по отношению к компании и уважительны друг к другу.
3. Товары
и услуги должны быть
4. Престиж компании должен быть заслуженным, репутация адекватной, имидж топ-менеджеров соответствующим их деловым и личным качествам.
Таким образом, этика международного бизнеса – это не дань моде. Она является не только социально значимым явлением, но и непременным условием экономического успеха.
Репутация компании – это динамическая характеристика поведения компании, которая формируется в обществе (совокупность мнений о компании представителей заинтересованных сторон, так или иначе связанных с ней – сотрудники, инвесторы, кредиторы, потребители, представители власти, аналитики, СМИ и т.д.) в течение достаточно продолжительного периода времени. Она складывается на основе совокупности информации о том, каким образом и какими методами строит свое поведение предпринимательская структура в определенных ситуациях.
Деловая репутация на практике выглядит как «доброе имя» компании, она формируется под влиянием множества факторов. Рассмотрим четыре основных фактора влияния на репутацию МК: миссия, политика, этика и социальная ответственность, маркетинг и брендинг.
1. Миссия МК – это философия жизнедеятельности компании, ее основные ценности.
Миссия отвечает на вопрос, для чего существует компания. Вопрос вовсе не праздный. Времена убеждения в том, что любая фирма существует для получения прибыли, миновали. Те, кто остался на этих позициях, либо находится в аутсайдерах, либо вовсе обанкротился.
В современных МК вопросам формирования миссий и их пропаганде придают очень большое значение.
Миссии важно довести до широких кругов общественности. Формы пропаганды миссий могут быть следующими: гимн, лозунг (слоган), изложенный для сотрудников на индивидуальных пластиковых карточках, публикации текста в СМИ или специальных книгах-справочниках и др.
Так, в США издана "Книга корпоративных миссий". Она включает краткое описание и тексты миссий 301 компании.
На основании миссии формируются цели компании. Требования к целям обычно предъявляются следующие: четкие контуры того, к чему стремится компания; амбициозность, но реальность (достижимость) целей; достаточно короткий срок для достижения целей с тем, чтобы иметь возможность увидеть динамику компании и оценить результаты.
2. Политика МК – это свод принципов и правил, определяющих жизнедеятельность компании.
Политика МК формируется в разных направлениях: производственном, технологическом, конкурентном, кадровом и др. Важными составляющими политики МК, влияющими на формирование ее репутации, являются: стратегия развития, позиционирование деятельности, создание перспективных возможностей.
Стратегия развития определяет направления усилий компании на ее разных структурных уровнях, а также в маркетинге. Последний во многом определяет производственную, технологическую, рекламную, рыночную и другие виды политики.
Позиционирование деятельности компании связано с установлением ассортимента выпускаемой продукции, выбором технологий, поиском сегмента рынка, развитием сервисного обслуживания и др.
Позиционирование предполагает ориентацию на перспективные потребности рынка, а не на имеющиеся производственные мощности компании.
В схемах позиционирования компаний обычно выбирают центральное звено, вокруг которого формируется вся деятельность. На рисунке приведена схема позиционирования корпорации "Филипс Электроник" за 6 лет развития. На схеме дана привязка центрального звена позиционирования с главным направлением деятельности корпорации.
Рисунок. Схема позиционирования по центральному звену.
Создание перспективных возможностей компании связано не только с обновлением товарного ряда, но и в целом с выбором путей развития компании в технологическом и внешнеэкономическом направлениях. К перспективам относят и кадровую политику, подбор, прием, расстановку и обучение персонала.
3. Этика и социальная ответственность МК.
Бизнес-этика определяет политику компании и поведение ее персонала с учетом не только экономических интересов, но и моральных норм (см. вопрос 1).
Социальная ответственность компании связана с кругом ее общественно значимой деятельности, участии в социальных программах региона (см. ниже).
В международном понимании социальная ответственность (СО) компании трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Таким образом, сфера СО компании включает управление деятельностью компании в области: экологии, промышленной безопасности и охраны труда, развития персонала, внешней социальной деятельности, взаимоотношений компании со всеми группами стейкхолдеров (лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании).
Социальная ответственность компании – это уровень добровольного отклика организации на социальные проблемы общества.
В отличие от распространенного в Центральной и Восточной Европе (особенно в развивающихся странах) заблуждения о том, что СО компании – это спонсорство, благотворительность или социальный брендинг, ведущие международные организации определяют СО компании как стратегический подход к бизнесу. То есть, СО компании – это не рекламная, маркетинговая или PR деятельность, она охватывает всю компанию и определяет то, как она ведет дела, инвестирует средства и строит отношения с партнерами.
Социальная ответственность проявляется по отношению ко всем группам корпоративной аудитории:
1. По отношению к потребителям. Потребители хотят получить от компании надежные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание. Оправдать ожидания потребителей – в этом и состоит социальная ответственность компании перед потребителями.
2. По отношению к поставщикам. Все поставщики ожидают от сотрудничества со своими контрагентами справедливых отношений и, конечно, своевременных платежей. Это во много раз важнее для мелких поставщиков, финансовое положение которых таково, что не терпит задержек платежей по причине отсутствия у этих предприятий резервных средств.
Информация о работе Корпоративная культура в международном бизнесе