Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:10, доклад
Изучение природы корпоративных конфликтов и их возникновения в настоящее время представляет большой научный и практический интерес. Это связано с тем, что корпоративная среда напрямую влияет на развитие и процветание любой корпорации, а умение предотвратить возможный корпоративны скандал - непосредственным плюсом. Тема корпоративных конфликтов в системе корпоративного управления становится особенно актуальной для российского бизнес-сообщества. В этом эссе мы постараемся рассмотреть основные предпосылки данных конфликтов, общую статистику и возможные способы их избегания.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве РФ
Эссе по дисциплине "Корпоративное управление" на тему:
«Корпоративные конфликты в системе корпоративного управления.
Как предотвратить корпоративный скандал.»
Выполнила:
студентка 3 курса
факультета Менеджмент
группы УП 3-1
Нафикова К.Р.
Научный руководитель:
Пухова М.М.
Москва 2013 г.
Изучение природы
Для начала определим, что же вообще означает такое понятие, как корпоративный конфликт.
Корпоративные конфликты - это
споры, возникающие между
Таким образом, именно отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений может стать причиной корпоративных конфликтов.
Проблема конфликта интересов участников корпоративных отношений возникает в момент принятия решения о создании корпорации и «сопровождает» всю ее дальнейшую деятельность. Несмотря на то, что корпоративные конфликты имеют объективную основу, их высокий уровень губителен для корпорации. Компании, раздираемые внутренними противоречиями, не привлекательны для инвесторов и являются легкой добычей для рейдеров.
Представляется, что одной из приоритетных и злободневных задач, стоящих в настоящее время перед российским законодателем является разработка системы мер по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций. Особую важность в решении данной задачи имеют превентивные меры, которые направлены на недопущение корпоративных конфликтов и ликвидацию причин и условий, способствующих их появлению.
В то же время участники корпоративных отношений должны знать, что ни один, даже самый совершенный, закон не в силах решить проблему конфликтов в полной мере. Законодатель объективно не может предусмотреть все многообразие случаев возникновения конфликтных ситуаций и дать единственно верное разрешение каждой из них. Поэтому большинство норм корпоративного права имеют диспозитивный характер. Диспозитивные нормы позволяют участникам корпорации закреплять в их уставах такой вариант правового регулирования тех или иных действий и процедур, который обеспечит баланс интересов внутри корпорации и согласованность в принятии совместных решений.
Вместе с тем разработка и внедрение системы мер по предупреждению и урегулированию конфликтов в корпорации – сложная и многоаспектная задача. Найденные законодателем и учредителями решения далеко не всегда соответствуют сбалансированному регулированию корпоративных отношений.
Представляется, что при выработке
общих приемов и принципов
преодоления корпоративных
Представляется также, что каждая превентивная мера будет эффективной только при разрешении определенного типа корпоративного конфликта. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость классификации корпоративных конфликтов и выявления особенностей каждого типа.
Практика показывает, что имеется несколько типов конфликтов, способных оказывать негативное влияние на деятельность акционерных компаний. Рассмотрим данные типы подробнее.
Типы корпоративных конфликтов
Нужно понимать, что определить все случаи корпоративных конфликтов не представляется возможным. Сконцентрировав внимание на типовых интересах участников корпорации, можно выделить четыре основных типа корпоративных конфликтов:
• между корпорацией и ее участниками;
• между участниками корпорации;
• между органами управления корпорацией и ее участниками;
• между органами управления корпорацией.
Общие принципы преодоления
корпоративных конфликтов
С точки зрения экономической теории максимизация прибыли корпорации представляет собой объективно нейтральную цель, которая стоит выше интересов отдельных ее участников. Ее достижение уравнивает в правах всех участников корпоративных отношений и минимизирует сферу распространения корпоративных конфликтов. Вместе с тем участников корпорации, ее управляющих и наемных работников необходимо мотивировать совершать действия, удовлетворяющие их же общим интересам. Так, участие управляющих в прибыли корпорации отчасти решает проблему их оппортунистического поведения.
Конфликт между корпорацией и ее участниками
Объективные предпосылки конфликта
Как правило, конфликт между корпорацией и ее участниками связывают с решением извечной дилеммы: или выплата высоких дивидендов, или развитие производства. «<…> дивиденды имеют важное значение для определения общего интереса корпорации. После вековой борьбы между интересами собственников и менеджеров впервые общий (стратегический) интерес был обозначен в Кодексе корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития как “оптимизация доходов акционеров” (“optimizing over time the returns to shareholders”). Термин “returns” означает не просто доходы, а доходы от вложенного капитала» (2)
Таким образом, несмотря на то, что
оптимизация экономических пока
Способы минимизации конфликта
Решая дилемму дивидендов, законодатели ряда стран (Германии, Финляндии, Швеции) устанавливают требование обязательности выплаты дивидендов из прибыли компании. В России выплата дивидендов является правом, а не обязанностью акционерного общества. Это подтверждает и многочисленная судебная практика, обобщенная в постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г..
Решение данной проблемы зависит также от регламентации процедуры принятия решения о выплате дивидендов. В частности, необходимо определить, какой орган управления уполномочен принимать решение о выплате дивидендов, определении их формы и размера.
По законодательству РФ право на объявление дивидендов частично переходит к совету директоров. В соответствии со ст. 42 закона «Об акционерных обществах» решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимается общим собранием акционеров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества.
Представляется, что норма в такой редакции вряд ли способствует решению рассматриваемого конфликта, так как, во-первых, если совет директоров не рекомендует выплату дивидендов, акционеры не могут принять такое решение. Во-вторых, действие данного правила предполагает, что акционеры лишь автоматически утверждают сумму дивидендов, определенную советом директоров (вряд ли они примут решение о выплате дивидендов в размере, меньшем определенного советом директоров).
Такой подход, на первый взгляд, схож с подходом английского законодателя. Однако в Великобритании порядок выплаты дивидендов, права участников корпорации относительно дивидендов регулируются в основном уставом. И только при отсутствии в уставе соответствующих положений действуют законодательные нормы.
Корпоративные конфликты в России
Понятно, что описанные выше проблемы было бы интересно рассмотреть с учетом реальных цифр. Так на снове данных, полученных русскими специалистами в области корпоративного управления можно сделать некоторые выводы. Обозначим для себя, что термин «корпоративный конфликт», будем рассматривать как совокупность возможных конфликтов, возникающих в рамках корпорации между всеми стейкхолдерами: акционерами, кредиторами, поставщиками, покупателями, работниками, бизнес-ассоциациями, органами государственного регулирования и т.д.(4)
Таблица 1.
Различные виды корпоративных конфликтов и количество компаний выборки в разрезе данных видов конфликтов.
Вид конфликта |
Количество прецедентов в |
Неудовлетворительные |
8 |
Смена собственника, конфликт с руководством |
6 |
Конфликт интересов - вмешательство акционеров в управление |
3 |
Оппортунистическое поведение менеджеров |
5 |
Конфликты с государством |
4 |
"Экспансия собственности" |
7 |
Конфликт с собственником |
3 |
Конфликт интересов |
1 |
Всего по выборке |
37 |
Из приведенной выше таблицы видно, что наиболее распространённый конфликт в условиях Российской практики – это конфликт, связанный с недовольством акционеров относительно работы директоров компании. При этом во всех 8 рассмотренных случаях конфликт приводил к отставке управляющих, и только в 3 случаях (37,5%) ситуация в компании перед увольнением управляющего была критической. На втором месте по количеству прецедентов идёт «экспансия собственности». Это так же довольно предсказуемый результат с учётом несовершенства российского законодательства и высокой концентрации ресурсов. Тем не менее, явно прослеживается тенденция ухода от криминальных схем захвата в сторону более легальных методов.
Наконец, на 3-м месте находится конфликт менеджеров с новыми владельцами компаний. При этом в половине случаев (3 из 6) менеджеры были уволены, предположительно, с целью назначения на руководящие должности «своего человека» - здесь работает механизм защиты собственности. В трёх оставшихся случаях "старые" управляющие разошлись с новыми акционерами во взглядах, либо были уволены из-за отсутствия положительных результатов.
В выборку не попал ни один случай конфликта с участием работников компании или её поставщиков. Это связано с тем, что чаще всего подобные конфликты не освещаются в СМИ.
Методы предотвращения корпоративных конфликтов
Для предотвращения и решения корпоративных конфликтов существует спектр различных механизмов.
По рассмотренной нами выборке, максимальная доля собственности (51,8%) принадлежит юридическим лицам. Отметим, что по выборке большая часть холдингов принадлежит нескольким бенефициарам - физическим лицам. Характерной чертой такой модели отношений является жёсткий контроль, постоянный мониторинг, взятие на себя частичных функций управления материнской компанией. При этом зачастую генеральный директор дочерней компании – это независимый от материнской компании менеджер.
На втором месте по доле собственности в акционерном капитале идут физические лица с крупными пакетами акций. В этом случае основным способом разрешения и предотвращения агентских конфликтов является политика компенсационных схем и неявных стимулов. Кроме того, часто менеджер сам является крупным акционером.
По сравнению с ранее
По мнению российских экспертов, механизмы
внутреннего контроля и предотвращения
корпоративных конфликтов развиты
в России достаточно слабо: несмотря
на широкое распространение
Одни из наиболее серьезных конфликтов в российской корпоративной практике – это конфликты, связанные с действиями менеджеров компаний, приводящие к нарушениям прав акционеров. Ключевым моментом в возникновении данных конфликтов являются собственные цели управленцев, идущие вразрез с интересами самой акционерной компании.
Несмотря на небезупречность усилий, предпринимаемых государством в части определения «правил игры» в области корпоративных отношений, тенденция последних нескольких лет – существенная активизация законотворческой деятельности государства в целях исключения нормативных предпосылок возникновения и развития корпоративных конфликтов.
Способы минимизации конфликта