Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:08, курс лекций
Менеджмент – это эффективное управление хозяйством (включая межличностные отношения, управление производством, предприятием) с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.
В). Линейно – функциональная.
П П П П П П
А). Недостатки:
- вероятность разрастания => затруднение передачи информации.
- перегрузка руководителя => низкие требования к руководству.
Достоинства – простота.
Б). Недостаток:
- нарушение единоначалья.
Достоинства - процесс управления разделён по функциям.
В). Матричная – внешне напоминает матрицу.
3. Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работ, которые должны быть выполнены в заранее оговорённые сроки.
В организации дел:
- работа с людьми;
- работа с предметами;
- работа с информацией;
4. Технологии – это средства преобразования сырья (люди, информация или физические материалы) в исключительные продукты и услуги.
- единичное, мелкосерийное;
- массовое или крупносерийное;
- непрерывное производство;
5. Люди – этот фактор зависит от:
- поведения отдельных людей;
- поведения в группах;
- характера поведения руководителя;
Задачи Цели Технологии
Внешняя среда.
Среда классифицируется:
1. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).
2. Среда косвенного воздействия (макроокружение).
Потребитель Конкуренция
Организация
Законодательство Поставщики
“Прямое воздействие”
Научно-технический
прогресс факторы
Организация
Состояние экономики Международные
события
Социально-культурный
Фактор
“Косвенное воздействие”
Свойства внешней среды:
1. Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого конкретного фактора степень достоверности информации различна).
2. Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора происходит изменение других, притом в разной степени).
3. Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).
Общая характеристика функций управления:
Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Организовать – значит создать некую структуру.
Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность.
Контроль – сравнение достигнутого с запланированным.
1. Планирование и прогнозирование.
2. Организация.
3. Координация.
4. Регулирование.
5. Мотивация.
6. Контроль.
7. Учёт и анализ.
Особенность функций заключается в их взаимном проникновении.
Планирование и прогнозирование.
Планирование – это разработка мероприятий сроков их исполнения для достижения целей.
Прогнозирование и планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы.
Планирование и прогнозирование – это активный , постоянно управленческий процесс:
1. Усиливает темпы развития производства.
2. Способствует восприятию положительных ресурсов, материальных источников.
3. Снижает риск принятия неправильных решений.
4. Создаёт единство целей внутри организации.
Планирование предусматривает:
1. Цели.
2. Задачи.
3. Пути и средства.
4. Ресурсы, необходимые для выполнения задачи.
Замечания:
1. Цели задачи должны увязаться с материальными, физическими и трудовыми ресурсами.
2. Планирование устанавливает связь плановой работы с конечной целью (контроль).
Способы планирования:
1. От достигнутого управления.
2. Оптимальное.
3. Адаптированное.
1. От достигнутого управления – самый простой способ, не требует усилий, значений.
2. Оптимальное планирование – заключается в разработке максимально высоких конечных результатов при минимальных затратах, связано с качественным преобразованием во всей системе.
3. Адаптированное планирование – это план, который учитывает все условия внешней и внутренней среды (приспосабливается).
Требования к планированию:
Должно быть комплексным – т.е. учитывает результаты анализа хозяйственной деятельности, общественные потребности, трудов, материала, финансовых ресурсов, нормативную базу и т.п.
Прогнозирование:
Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной организации.
Виды прогнозирования:
1. Краткосрочное (от 3 месяцев до 1 года).
2. Среднесрочное (от 1 года до 3 лет) - используется для планирования производства и т.п.
3. Долгосрочный (3 года и более).
Прогнозирование => моделирование => программирование
↓ ↓ ↓
определяется вероятность описание будущего обоснование реализации
поступления ресурсов, состояния внутренней решений по выявляемым
наступление положительных и внешней среды. прогнозам и моделям.
и негативных ситуаций
во внешней и внутренней среде.
Средства планирования:
1. Концепция – это идея обоснования метода и условия её реализации.
2. Прогноз – это научное предвидение.
3. Программа – законченный комплекс задач, мероприятий, работ, объединённых общей целью и имеющей конкретные результаты.
Виды планирования:
1. В зависимости от содержания.
1.1. Планирование научно – исследовательских работ.
1.2. Планирование производства сбыта.
1.3. Планирование материально-технических снабжений.
1.4. Финансовое планирование.
2. В зависимости от организационной структуры. Планы подразделений.
3. В зависимости от направленности и характера задач организации.
3.1. Стратегическое планирование (перспективное планирование) – это долгосрочное планирование по выживанию организации, конкретно путём создания конкурентных преимуществ (пятилетний план и план по конкретным мероприятиям – прибыли и т.п.)
3.2. Среднесрочное планирование – это срочный план (3-4- года, планирование и источники прогнозирования).
3.3. Практическое планирование (текущее) – в рамках одного года – это детальные разработки шагов и желаемых результатов для организации и её подразделений (финансированный план на год, бизнес-план на сезон).
Процесс стратегического планирования:
Анализ внешней и
внутренней среды
Миссия(политика)
Цели организации
Оценка внешней и
внутренней среды
организации с целью
выявления сильных
и слабых сторон
Этап управления сильными
и слабыми организациями
Анализ стратегических альтернатив
Выбор стратегии Тактика Правила
Реализация стратегий оценка стратегий оценка прибыльности
Бюджет и т.д. оценка структуры
Управление по целям
Технология планирования:
1. Определение основных задач, необходимых для достижения целей (пример: снизить издержки предприятия на 8% - а. совершенствованием производственных процессов;
б. переподготовкой трудовых ресурсов.
2. Установление взаимосвязей между основными видами деятельности (прим.: Составление календарного плана).
3. Уточнение полномочий для каждого вида деятельности.
4. Оценка затрат времени для каждой операции.
5. Определение ресурсов (составление бюджета).
6. Проверка сроков и коррекция планов действия.
Функции управления:“Организация”.
Организация – это процесс структурирования, т.е. создание структуры, создание схем работы.
Организация – это вид деятельности, направленный на утверждение схем и структур управления должностных инструкций и других нормативных документов.
Задачи:
1. Сформировать управляющую и управляемую подсистему.
2. Установить конкурентные параметры работы подразделений (например – режим работы, соотношение между подразделениями).
Результат организации структура управления (организации).
Структура управления - это соподчинённость управленческих связей (подразделений) между управляющей и управляемой подсистемой.
Структура организации как фирмы – это логическая взаимосвязь между уровнями управления и её функциональными подразделениями.
Структуры состоят из уровней и звеньев и делятся на:
1. Одноуровневые.
2. Многоуровневые.
Подчинённость одному объекту управления определяется нормой управления.
Низший уровень управления – 10-12 объектов;
Средний уровень управления – 7-9 объектов;
Высший уровень управления – 5-6 объектов.
Под структурой производства понимается количество, состав подразделений, ступеней управления во взаимосвязанной единой системе.
Принципы формирования организационных структур:
1. Структура должна отражать цели и задачи фирмы (т.е. быть подчинена производству и изменяться вместе с ним).
2. Структура должна отражать функции разделения труда и объём полномочий (политику процедуры, правила, должностные инструкции).
3. Структура должна отражать особенности внешней среды.
4. Структура должна отражать соответствия между функциями и полномочиями.
Виды структур управления фирмой:
1. Линейная структура управления фирмой.
1.1. Управляется строго по иерархической лестнице, т.е. она основана только на взаимоподчинённости.
1.2. Руководитель наделён всеми полномочиями. Выполняется вес функции управления – единолично управляет (т.е. в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалья). Подчинён непосредственно высшему руководству.
1.3. Разделение осуществляется по производственному признаку с учётом степени концентрации производства, технических оговорённостей номенклатуры продукции и т.п.
1.4. Используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимущества:
1. Единство и чёткость распоряжений.
2. Согласованность действий исполнителей.
3. Чёткая система взаимосвязей между руководством и подчинёнными.
4. Быстрая реакция в ответ на прямые указания.
5. Высокая ответственность руководителя за конечный результат.
Недостатки:
1. Велика вероятность проблем с информацией (перегрузка или задержка).
2. Высокие требования к руководителю (по знанию, опыту и всем функциям управления).
3. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
2. Линейно-штабная структура.
Особенность: при линейных руководителях, которые не обладают правом принятия решений, работает штабное подразделение, которое помогает в выполнении отдельных функций. Штабная структура включает в себя специалистов; может быть реализована в виде служб контроллинга, анализа социологи, юриспруденции.