Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 16:05, курсовая работа
Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства, согласно которой главную роль в деле становления лидера играют не личные качества того или иного человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал 21ее вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы, и необходимости его поиска..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Лидерские качества менеджера….………………………….……………5
Тактика работы с подчиненными………………………………………..11
Теории мотивации………….......................................................................15
Концепции лидерства…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………
Для того чтобы индивид
мог подняться в группе с индивидуального
на актуально-лидерский уровень, ему
необходимо успешно реализоваться
на уровне внутригруппового взаимодействия.
Члены группы, успешно проявившие
в процессе внутригруппового взаимодействия
личностные, организационно-управленческие
и социально-психологические
Тактика работы с подчиненными
Управленческое
Рассмотрим для
примера некоторые формы
Убеждение должно доказать
истинность того или иного положения,
моральность или аморальность чьих-то
поступков. Оно прежде всего влияет
на ум, активизирует мышление, но одновременно
задевает чувства, вызывает переживания,
способствующие изменению взглядов
и поведения. Поэтому убеждение
не должно ограничиваться лишь рациональной
сферой, но и быть эмоциональным. Это
— процесс активного
Условиями эффективного убеждения считаются:
Другим методом социально-психологического воздействия на подчиненных является внушение, которое рассчитано на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным. Оно отличается от убеждения категоричным характером, давлением воли и авторитета. При этом внушаемый не взвешивает и не оценивает информацию, а автоматически реагирует, изменяя поведение.
Степень внушаемости
зависит от возраста, личностных свойств,
типа и характера мышления, состояния
психики в данный момент, авторитета
внушающего, знания им внушаемого, ситуации.
Наиболее благоприятным для внушения
считается расслабленное
Внушение основывается на том обстоятельстве, что логика не играет главной роли в поведении людей и большинство поступков продиктованы интуицией или эмоциями. Особенно нелогичны творческие процессы, в которых логика появляется лишь на последних этапах. В человеке рациональность многократно меньше эмоциональности, поэтому на последнюю нужно обращать внимание прежде всего.
Специфическими
К ней предъявляются такие требования как дозированность , последовательность, регулярность, контрастность (необходимы перерывы, ибо при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется). Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала — демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии.
Чем больше позитивного будет отмечать руководитель в работе сотрудников, тем больше вероятность того, что они будут вникать в трудности организации или подразделения и помогать с ними справиться. Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима.
Критика, то есть отрицательная оценка недостатков и упущений в работе, должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение и указывать на их возможные варианты.
К правилам ее осуществления
относится: конфиденциальность, доброжелательность,
создаваемая за счет ослабления обвинительного
акцента; внесения элементов похвалы,
уважительного отношения к
Любая критика, за исключением явного сведения счетов, должна восприниматься как форма помощи со стороны в деле устранения недостатков, поэтому критикуемые не могут обижаться на нее.
Их задача состоит
в том, чтобы, внимательно выслушав
и признав имеющиеся недочеты,
постараться извлечь из нее пользу
и исправить имеющиеся ошибки.
Не следует сердиться, обвинять критикующих
в нечестности, усложнять отношения;
наоборот, нужно искренне их поблагодарить,
при необходимости попросить
более подробно остановиться на недостатках
и поделиться своими взглядами на
пути к их устранению.
В то же время, наряду с конструктивной критикой может иметь место псевдокритика, которую руководителю необходимо избегать самому и пресекать, если она последует со стороны других. Выделяют следующие разновидности псевдокритики:
Теории мотивации
Существует
ряд концепций того, как с помощью
удовлетворения потребностей
Патерналистская концепция мотивации предполагает, что люди готовы выполнить свою работу в зависимости от степени удовлетворенности ею и вознаграждением, величина которого зависит не столько от результатов, сколько от хорошего поведения и членства в организации. Это делает привлекательной работу в ней, снижает текучесть кадров, однако не оказывает прямого воздействия на производительность, поэтому, в конечном счете не дает большого эффекта.
Первым представителем
содержательного подхода к
Исходя из этого, он разработал научно обоснованную систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение тех или иных операций — так называемых квот, ориентированных на наиболее сильных, а главное сноровистых работников.
При достижении более
высокой производительности, чем
та, которая требовалась в
Другим вариантом
содержательного подхода к
В соответствии с ней люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде структуры, графически изображаемой как пирамида. Модель Маслоу имеет такую форму, поскольку, чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.
Неудовлетворенные
потребности, по мнению Маслоу, побуждают
людей к активным действиям, а
удовлетворенные перестают
Потребность становится
стимулом, если ее удовлетворение падает
ниже приемлемого уровня, и тогда
возможность его повышения
К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические (в пище, жилье, отдыхе и пр.), удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.
Ко второму уровню
были причислены потребности в безопасности
и уверенности в будущем, удовлетворяемые
с помощью заработной платы, превышающей
минимальный уровень, которая уже
позволяет приобретать
Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.
На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.
Четвертый уровень
образуют потребности в самоутверждении,
признании со стороны окружающих.
Они удовлетворяются путем
Наконец, на пятую
ступень иерархии Маслоу поставил потребности
в самовыражении и реализации
своих потенциальных
Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены.