Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Лидерство. Основные теории лидерства…………………………………….…5
2. Власть. Зависимость и власть…………………………………………………...9
3. Политика. Политическое поведение и этика…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………...12
Список используемой литературы……………………………………………..13
Министерство сельского хозяйства
ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Кафедра менеджмента и агробизнеса
Реферат
по теории организации и организационном поведение
на тему: «Лидерство в организации»
Выполнила: студентка экономического факультета
ЭОМ 13 М группы
Нестерова М.А.
Руководитель: Трунова С.Н.
Мичуринск – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства,
которое предполагает достаточно жесткую
и формализованную систему
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Роль лидера в управлении
персоналом определяется его усилиями
по отбору достойных претендентов на
членство в рабочей группе, он должен
направлять групповую энергию на
решение организационных целей.
Лидерство также находит
Стратегия развития организации
и эффективность лидерства
1. Лидерство. Основные теории лидерства
Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует.
Лидерство (в широком смысле слова) – это возможность влиять на группу для достижения поставленных целей.
Кац и Кан определяют пять причин, обуславливающих потребность организации в лидерстве:
1. Незавершенность
2. Лидерство как пограничная функция, т.е. лидеры соединяют деятельность различных подсистем организации.
3. Меняющиеся условия
среды. Лидеры получают
4. Внутренняя динамика организации. Лидеры прилагают усилия к тому, чтобы изменения не повредили организации и ее членам, и способствуют позитивным изменениям.
5. Состав персонала организации.
Люди приходят и уходят, и лидерство
обеспечивает преемственность
Выделяются четыре основных подхода, объясняющих, что делает лидера эффективным: поведенческий и ситуационный подходы, теория черт, трансформационное и харизматическое лидерство.
Теории черт – это теории определения физических, умственных и личностных характеристик, от которых зависит успешное выполнение руководящей работы и которые отличают лидера от не лидера.
Основные вопросы, на которые отвечают исследователи:
• Какие черты обуславливают эффективность лидерства?
• Какие навыки определяют эффективность лидерства?
• Какое сочетание отдельных черт, оказывающих влияние на эффективность лидерства, можно считать оптимальным?
В целом свыше 50 лет исследований подводят к тому, что некоторые характеристики увеличивают вероятность успеха как лидера, но ни одна из них не гарантирует успех.
Поведенческие теории. Эти теории изучают то, что лидеры и руководители делают на самом деле. Эти теории важны тем, что если существуют специфические особенности поведения лидера, обеспечивающие его успешность, то можно обучать лидерству, создавать специальные про-граммы, которые помогают сформировать эффективные модели поведения лидера. Важнейший вопрос, на который отвечают поведенческие теории, что более эффективно – ориентация руководителя на задачу или ориентация на взаимоотношения в группе.
Исследования данной проблемы в США дали противоречивые и не-убедительные результаты; исключение составляет только тот факт, что существуют значительные связи между общими хорошими взаимоотношениями и удовлетворенностью подчиненных трудом. В Японии исследователи обнаружили, что обе ориентации тесно связаны с эффективностью лидерства. В России исследования показали, что среди эффективных ли-деров преобладает ориентация на задачу.
Ситуационные теории. Теоретические исследования осуществляются по двум направлениям:
• изучение лидерского поведения как зависимой переменной, т.е. как ситуация влияет на поведение;
• изучение самих ситуаций и влияние лидера на их изменение.
К основным ситуационным теориям относятся:
- модель Фидлера, по которой стиль руководства, ориентирован-ный на решение поставленных задач, более продуктивен, если ситуация либо весьма неопределенна, либо определена очень жестко. Стиль, ориен-тированный на человека, более продуктивен, если ситуация умеренно оп-ределенная. А ситуация определяется такими факторами, как взаимоот-ношения лидер – подчиненный, структура поставленной задачи и должно-стные полномочия;
- модель П. Герси и К. Бланшара (теория жизненного цикла), по которой наиболее важным фактором эффективного стиля руководства является уровень зрелости (развития) подчиненных. Уровень зрелости – это необходимое для выполнения рабочей задачи сочетание квалификации работников и их мотивации к труду (уровень вовлеченности в процесс труда);
- теория «Путь–цель» Р. Хауса утверждает, что основное содержание деятельности руководителя состоит в использовании структур, обеспечении поддержки и вознаграждения работников. Это позволяет создать атмосферу, способствующую достижению целей организации посредством создания целевой ориентации, а также выбора и корректировки пути к поставленным целям;
- модель принятия решений В. Врума показывает специфику стилей руководства в различных проблемных ситуациях и предлагает структурированный подход к анализу природы их специфики и возможной ре-акции менеджеров.
Предполагается, что модель Врума позволяет менеджерам классифицировать возникшую проблему в соответствии с предложенными критериями. Допускается, что менеджеры способны и желают адаптировать свой стиль руководства к обстоятельствам, связанным с каждым важным решением. Кроме того, высказывается предположение, что работники положительно воспринимают изменение менеджером стилей руководства и его оценку ситуации. Если все допущения справедливы, то использование модели способствует выбору менеджерами адекватного стиля руководства. Основные современные подходы к лидерству:
1) теория атрибуции (приписывания). По этой теории лидерство – это просто восприятие людьми того, что делают другие люди. Если организация преуспевает или, наоборот, терпит фиаско, то люди связывают это с лидером;
2) теория харизматической личности приписывает лидерам особый дар управления людьми. По Конгеру и Канунго чертами, увеличивающими вероятность харизмы, являются уверенность в себе, ярко выраженные управленческие навыки, когнитивные способности (интеллект, память, внимание), социальная сензитивность (чувствительность) и эмпатия (способность понять переживания другого). Р. Хаус определил такие черты харизматической личности, как чрезвычайно высокое доверие, превосходство и сильная вера;
3) теория трансформационного лидерства основана на влиянии лидера на подчиненных, но эффект влияния дает возможность подчиненным принять участие в процессе трансформации организации.
Основные компоненты теории: умение руководителя вести за собой, индивидуальный подход, интеллектуальное стимулирование, мотивация, вовлечение других людей во взаимодействие.
К современным проблемам, связанным с лидерством, относятся:
а) проблемы, связанные с
полом лидера, т.к. мужчины и женщины
как лидеры различаются. Женщины
чаще используют демократический стиль
руководства. Однако тенденция использовать
женщинами демократический
б) проблемы делегирования полномочий;
в) проблемы, связанные с подчиненными (последователями), т.к. нужны не только эффективные лидеры, но и эффективные последователи;
г) национальная культура, которая создает проблемы при руководстве коллективом другой национальной культуры.
2. Власть. Зависимость и власть
Важной составляющей организационного поведения является власть. Понятие власти получило самые разнообразные определения.
Власть – это вероятность того, что одно действующее в социальной сфере лицо оказывается в состоянии осуществить свою волю вопреки со-противлениям (М. Вебер).
Власть – это способность А влиять на поведение В таким образом, что В делает то, что никогда бы не стал (а) делать (S.P. Robbins).
Социальные психологи Д. Френч и В. Рейвен выделили пять форм власти:
1) власть, основанная на
вознаграждении, источником которой
является положительное
2) власть, основанная на
принуждении, источником
3) законная (легитимная) власть,
основанная на традиции
4) власть эксперта, основанная на вере в знания руководителя;
5) власть примера (харизмы) личных характеристик лидера.
Источниками власти, а значит и зависимости, являются важность, редкость и незаменимость ресурсов, которыми обладают люди, наделенные властью.
Способы, с помощью которых личность воздействует на других,используя власть, или тактика власти, достаточно многообразны. К ним относятся:
• обоснование, т.е. использование фактов и данных, чтобы логично или рационально представлять идеи;