Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Лидерство. Основные теории лидерства…………………………………….…5
2. Власть. Зависимость и власть…………………………………………………...9
3. Политика. Политическое поведение и этика…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………...12
Список используемой литературы……………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства

ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет»

Кафедра менеджмента и  агробизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по теории организации и организационном поведение

 

на тему: «Лидерство в организации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка экономического факультета

ЭОМ 13 М группы

Нестерова М.А.

Руководитель: Трунова С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск – 2013

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Лидерство. Основные теории лидерства…………………………………….…5
  2. Власть. Зависимость и власть…………………………………………………...9
  3. Политика. Политическое поведение и этика…………………………………11

Заключение……………………………………………………………………...12

Список используемой литературы……………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Лидерство - важнейший компонент  эффективного руководства. Оно встречается  везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся  простоту этого понятия, в современной  науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство  характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства - подчинения. Лидер - это  символ общности и образец поведения  группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и  принимается последователями.

Людей, имеющих власть в  организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Анализ природы лидерства  показывает, что оно проистекает  из определенных потребностей людей  и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.

Теория черт объясняет  феномен лидерства выдающимися  качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские  способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства  последователи испытывают вдохновение  от лидера и стремятся во всем ему  подражать. В факторно-аналитической теории вводится понятие целей и задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Теория конституентов признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

Значимость лидерства  для руководства организацией поднимает  вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько  это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять  деструктивных лидеров.

Важная роль отводится  лидеру в создании и управлении организационной  культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер  выполняет различные функции.

Эффективность лидерства  непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение  в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные  личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его  способностях управлять социальными  конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно  повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера  конфликта и особенностей его  участников лидер, старающийся управлять  конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

Стратегия развития организации  и эффективность лидерства связаны  с объективными и субъективными  возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения  сотрудничества и партнерства с  организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной  деятельности организации.

 

 

1. Лидерство. Основные  теории лидерства

Исследователи определяют лидерство  в соответствии с собственными представлениями  о нем и исходя из того, что их больше всего интересует.

Лидерство (в широком смысле слова) – это возможность влиять на группу для достижения поставленных целей.

Кац и Кан определяют пять причин, обуславливающих потребность организации в лидерстве:

1. Незавершенность организационной  структуры. Лидеры помогают интерпретировать  правила и планы и восполнять  недостающие элементы.

2. Лидерство как пограничная  функция, т.е. лидеры соединяют деятельность различных подсистем организации.

3. Меняющиеся условия  среды. Лидеры получают ресурсы  из внешней среды и делают  ее более восприимчивой к потребностям  организации. 

4. Внутренняя динамика  организации. Лидеры прилагают  усилия к тому, чтобы изменения  не повредили организации и ее членам, и способствуют позитивным изменениям.

5. Состав персонала организации.  Люди приходят и уходят, и лидерство  обеспечивает преемственность и  помогает людям приспособиться  к изменениям.

Выделяются четыре основных подхода, объясняющих, что делает лидера эффективным: поведенческий и ситуационный подходы, теория черт, трансформационное  и харизматическое лидерство.

Теории черт – это теории определения физических, умственных и личностных характеристик, от которых зависит успешное выполнение руководящей работы и которые отличают лидера от не лидера.

Основные вопросы, на которые  отвечают исследователи:

• Какие черты обуславливают  эффективность лидерства?

• Какие навыки определяют эффективность лидерства?

• Какое сочетание отдельных  черт, оказывающих влияние на эффективность  лидерства, можно считать оптимальным?

В целом свыше 50 лет исследований подводят к тому, что некоторые  характеристики увеличивают вероятность  успеха как лидера, но ни одна из них  не гарантирует успех.

Поведенческие теории. Эти теории изучают то, что лидеры и руководители делают на самом деле. Эти теории важны тем, что если существуют специфические особенности поведения лидера, обеспечивающие его успешность, то можно обучать лидерству, создавать специальные про-граммы, которые помогают сформировать эффективные модели поведения лидера. Важнейший вопрос, на который отвечают поведенческие теории, что более эффективно – ориентация руководителя на задачу или ориентация на взаимоотношения в группе.

Исследования данной проблемы в США дали противоречивые и не-убедительные результаты; исключение составляет только тот факт, что существуют значительные связи между общими хорошими взаимоотношениями и удовлетворенностью подчиненных трудом. В Японии исследователи обнаружили, что обе ориентации тесно связаны с эффективностью лидерства. В России исследования показали, что среди эффективных ли-деров преобладает ориентация на задачу.

Ситуационные теории. Теоретические исследования осуществляются по двум направлениям:

• изучение лидерского поведения  как зависимой переменной, т.е. как  ситуация влияет на поведение;

• изучение самих ситуаций и влияние лидера на их изменение.

К основным ситуационным теориям  относятся:

- модель Фидлера, по которой стиль руководства, ориентирован-ный на решение поставленных задач, более продуктивен, если ситуация либо весьма неопределенна, либо определена очень жестко. Стиль, ориен-тированный на человека, более продуктивен, если ситуация умеренно оп-ределенная. А ситуация определяется такими факторами, как взаимоот-ношения лидер – подчиненный, структура поставленной задачи и должно-стные полномочия;

- модель П. Герси и К. Бланшара (теория жизненного цикла), по которой наиболее важным фактором эффективного стиля руководства является уровень зрелости (развития) подчиненных. Уровень зрелости – это необходимое для выполнения рабочей задачи сочетание квалификации работников и их мотивации к труду (уровень вовлеченности в процесс труда);

- теория «Путь–цель» Р. Хауса утверждает, что основное содержание деятельности руководителя состоит в использовании структур, обеспечении поддержки и вознаграждения работников. Это позволяет создать атмосферу, способствующую достижению целей организации посредством создания целевой ориентации, а также выбора и корректировки пути к поставленным целям;

- модель принятия решений В. Врума показывает специфику стилей руководства в различных проблемных ситуациях и предлагает структурированный подход к анализу природы их специфики и возможной ре-акции менеджеров.

Предполагается, что модель Врума позволяет менеджерам классифицировать возникшую проблему в соответствии с предложенными критериями. Допускается, что менеджеры способны и желают адаптировать свой стиль руководства к обстоятельствам, связанным с каждым важным решением. Кроме того, высказывается предположение, что работники положительно воспринимают изменение менеджером стилей руководства и его оценку ситуации. Если все допущения справедливы, то использование модели способствует выбору менеджерами адекватного стиля руководства. Основные современные подходы к лидерству:

1) теория атрибуции (приписывания). По этой теории лидерство – это просто восприятие людьми того, что делают другие люди. Если организация преуспевает или, наоборот, терпит фиаско, то люди связывают это с лидером;

2) теория харизматической личности приписывает лидерам особый дар управления людьми. По Конгеру и Канунго чертами, увеличивающими вероятность харизмы, являются уверенность в себе, ярко выраженные управленческие навыки, когнитивные способности (интеллект, память, внимание), социальная сензитивность (чувствительность) и эмпатия (способность понять переживания другого). Р. Хаус определил такие черты харизматической личности, как чрезвычайно высокое доверие, превосходство и сильная вера;

3) теория трансформационного лидерства основана на влиянии лидера на подчиненных, но эффект влияния дает возможность подчиненным принять участие в процессе трансформации организации.

Основные компоненты теории: умение руководителя вести за собой, индивидуальный подход, интеллектуальное стимулирование, мотивация, вовлечение других людей во взаимодействие.

К современным проблемам, связанным с лидерством, относятся:

а) проблемы, связанные с  полом лидера, т.к. мужчины и женщины  как лидеры различаются. Женщины  чаще используют демократический стиль  руководства. Однако тенденция использовать женщинами демократический стиль  уменьшается, если они руководят  в основном мужским коллективом;

б) проблемы делегирования  полномочий;

в) проблемы, связанные с  подчиненными (последователями), т.к. нужны  не только эффективные лидеры, но и  эффективные последователи;

г) национальная культура, которая  создает проблемы при руководстве  коллективом другой национальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Власть. Зависимость  и власть

Важной составляющей организационного поведения является власть. Понятие  власти получило самые разнообразные  определения.

Власть – это вероятность того, что одно действующее в социальной сфере лицо оказывается в состоянии осуществить свою волю вопреки со-противлениям (М. Вебер).

Власть – это способность А влиять на поведение В таким образом, что В делает то, что никогда бы не стал (а) делать (S.P. Robbins).

Социальные психологи  Д. Френч и В. Рейвен выделили пять форм власти:

1) власть, основанная на  вознаграждении, источником которой  является положительное подкрепление;

2) власть, основанная на  принуждении, источником которой  является страх; 

3) законная (легитимная) власть, основанная на традиции признавать  власть должности; 

4) власть эксперта, основанная  на вере в знания руководителя;

5) власть примера (харизмы)  личных характеристик лидера.

Источниками власти, а значит и зависимости, являются важность, редкость и незаменимость ресурсов, которыми обладают люди, наделенные властью.

Способы, с помощью которых  личность воздействует на других,используя власть, или тактика власти, достаточно многообразны. К ним относятся:

• обоснование, т.е. использование фактов и данных, чтобы логично или рационально представлять идеи;

Информация о работе Лидерство в организации