Лидерство и властные отношения в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ лидерства и властных отношений в системе менеджмента.
Задачи работы:
охарактеризовать понятие и сущность лидерства;
рассмотреть проблемы властных отношений в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
ознакомиться с биографией Г. Форда и процессом становления компании «ФОРД МОТОР КОМПАНИ»;
рассмотреть основные принципы, применяемые Г. Фордом в управлении компанией.

Содержание

Введение. 3
I.Лидерство и властные отношения в теории менеджмента 5
1.1.Понятие лидерства и его сущность 5
1.2. Властные отношения как элемент власти 15
1.3. Значение власти для организации 17
II.Методы осуществления властных отношений в организации 18
2.1. Источники власти и влияния в огранизации.. 18
2.2. Формы власти 20
2.3. Власть, основанная на принуждении. 22
2.4. Власть, основанная на вознаграждении.. 23
2.5. Традиционная власть. 24
2.6. Экспертная власть. 25
2.7.Эталонная власть. 26
III. Роль лидера Г. Форда в становлении компании «Форд Мотор Компани» 27
3.1.Биография Г. Форда и процесс становления компании 27
3.2. Основные принципы, применяемые Г. Фордом. 28
Заключение. 37
Список литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик никитян менеджмент.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

       Основой фордизма и обусловленных  им новых методов организации  производства и труда стал  сборочный конвейер. Каждый из  рабочих, размещённый вдоль конвейера,  осуществлял одну операцию, состоящую  из нескольких (а то и одного) трудовых движений (напр., поворот  гайки ключом), для выполнения  которых не требовалось практически  никакой квалификации.

     Сборочная линия как новая концепция  производства является переходным этапом в экономическом развитии. Она  объединила два важных элемента: специализацию  производства и вытеснение ручного  труда машинным производством. В  результате, процесс производства можно  описать как последовательность несложных операций, связанных между  собой.

     Благодаря конвейеру была достигнута впечатляющая экономия. За период 1911-1912 гг. было выпущено 78 400 автомобилей с помощью 6867 занятых  на производстве рабочих. В следующем  году оба этих показателя - как выпуск машин, так и численность персонала, были увеличены более чем в  два раза. А в 1914 - первом году функционирования конвейера, производство вновь было увеличено, но количество занятого персонала  удалось уменьшить на 1500 человек.

     Благодаря конвейерной сборке лучшую модель «Форд-Т» мог себе позволить и заводской  рабочий благодаря конвейерной  сборке и налаженной доступной продаже  запчастей. Если раньше автомобиль был  развлечением для богатых, недоступным  даже среднему классу, то теперь даже рабочий  завода или фабрики, работая по 40 часов в неделю, мог стать обладателем  нового автомобиля.

     Концентрация  на выпуске только одной модели позволила  Генри Форду постоянно снижать  себестоимость автомобилей, благодаря  поточному выпуску и стандартизации комплектующих. Модель «Т» на протяжении многих лет удерживалась в центре внимания потребителей с помощью  широкомасштабной рекламы, превосходящей  своими масштабами любую проводимую раннее рекламную компанию. А для  продаж на всей территории США была впервые создана широкая дилерская  сеть. Так в 1913-1914 годах Форда представляли 7000 дилеров, которые не только продавали  модель "Т", но и осуществляли ремонт и техническое обслуживание автомобилей  Форд.

       Кроме того, Форд внес свой  вклад в организацию промышленности  в целом. Он предложил отказаться  от централизации в одном месте  всего производства и организовать сеть предприятий, распределяя их по разным странам. Форд отказался от разветвленной административной системы. Форд был не просто создателем крупного дела, он стал основоположником новой философии бизнеса.

       Итак, система Форда, чертами которой  являются: конвейерная сборка, а  также введение новых техник  таких как унификация, стандартизация  производства - имела положительные  результаты: способствовала росту  продуктивности, экономии на масштабе, и, конечно, явилась началом  введения массового производства. С другой стороны, вместе с  увеличение производительности  и интенсивности труда, фордизм  ограничил творческие возможности  работников, так как от труда  требуется совершенное и автоматическое  выполнение одной функции-операции. При этом автоматизм выполнения  операции делает из рабочего  робота, который не имеет права  на ошибку, поэтому его работа  сопровождается значительным напряжением  как физическим, так и психологическим.  Интенсивность труда и ритмичность,  которые задает конвейер, повлекли  изменение системы оплаты труда:  повременная форма оплаты вытесняется  сдельной. В связи с этим, фордизм  как метод управления ассоциируется  с эксплуатацией рабочих, эксплуатацией  труда капиталом в целях извлечения  прибыли. 

       Во избежание забастовок рабочих,  а тем более, организованных  движений, на фабриках Форда была  введена армейская дисциплина, поощрялась  система доносов в среде рабочих.  О профсоюзной деятельности на  предприятиях долгие годы вообще  не могло быть и речи. Кроме  того, для контроля дисциплины  была даже организована собственная  полиция.

       Выступления трудящихся против  разрушительных социальных последствий  фордизма расцениваются буржуазными  идеологами как сопротивление  техническому прогрессу. В действительности  рабочий класс борется не против  технического прогресса, а против  капиталистического использования  его достижений. В условиях современной  научно-технической революции и  повышения общеобразовательного  и профессионального уровня подготовки рабочего класса, усиления его борьбы фордизм стал тормозом роста производительности труда.

     Генри Форду удалось построить крупнейшее для своего времени индустриальное производство и заработать на нем $1 млрд. Его принципы серьезным образом  повлияли на общественную жизнь США. Перечислим три революционных принципа.

     1. Форду удалось продать 15 с половиной миллионов автомашин «Форд-Т», конвейерная сборка стала делом привычным и распространенным. В отличие от других промышленников, Форд понял, что основная действующая сила (в то время как по общепринятой точке зрения, это — высокий уровень технической, энергетической и организационной вооруженности производства) — это люди, работающие на производстве. В результате Генри Форд сделал революционный для тех времен вывод: рабочему следует платить высокую зарплату, как главному звену производственной цепочки. Тем самым Форд удивил всех конкурентов и соратников: он поднял в 1914 году зарплату рабочих в два раза — до $5 в день. Тогда как в наибольшая до тех пор оплата была на предприятиях «General Motors» — по $2,5. Надо отметить, что эта идея Форда пережила его: и сейчас в США наемные работники в среднем получают от $8 до $10 в час. Так Форд создал новый класс - класс "синих воротничков". Рабочие предприятий Форда копили деньги, для того чтобы купить "свой" автомобиль – «Форд-Т». Форду удалось создать условия для спроса на автомобили.

      2. Второе нововведение Форда:  он сделал своих работников  совладельцами предприятий, таким  образом, работники стали получать  свою долю в прибыли (подобная  практика акционирования предприятий  широко применяется и в наши  дни).

     3. Наконец, третьей инновацией Форда  была идея делать дешевые автомобили, которые стали доступными по  цене для самых “простых людей”. Это значит создать производство  недорогих автомобилей: до 400 долларов.

     В 1927 году невиданный успех Форда в  бизнесе закончился фиаско из-за управления. К этому периоду Форд уже сформировался  как менеджер и не хотел менять своих взглядов. Привыкнув к успехам, он упустил перемены в процессах  производства, когда успех в производстве стал зависеть от искусства управления. Форд же не придавал этому определяющего  значения. Основное время он проводил в цехе, а работа с финансовой документацией ему претила. Он не уважал финансистов и банкиров, он не признавал безналичных расчетов, он считал, что от работников финансовой сферы нет никакой пользы.

     Г. Форд считал, что при социализме достигается подлинная гуманизация  труда: человек становится творческой личностью, уверенной в общественной ценности своей деятельности; постигает  науку управления производством, государством, обществом. Любые формы технического прогресса, в т. ч. конвейер, применяются  в условиях средней общественно  нормальной интенсивности труда  и сопровождаются облегчением и  улучшением его условий.

     Г. Форд великий человек, который своими принципами управления и убеждениями  повлиял на философию управления в целом. Его принципы хотя и носили больше авторитарный характер, но они  способствовали развитию его производства, которое процветает до сегодняшнего дня. Это человек, который не боялся конкуренции, потому что считал, что  должен работать тот, кто лучше справляется  с делом. Работу на общую пользу он ставил выше выгоды, считая, что все  люди не зависимо от социального положения  имеют право на потребление благ. Это человек, убежденный в том, что  каждый, кто обладает высшей мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо  будет иметь успех. Это человек  – легенда. 
 
 
 

Заключение 

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или  воздействует на других, с другой –  лидерство – это процесс преимущественно  не силового воздействия в направлении  достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей.

     Лидерство как тип отношений управления отлично от управления и строится на отношения типа «лидер – последователи», чем «начальник - подчиненный». Не любой  менеджер использует лидерство в  своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным  лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

  Можно сделать выводы о том, что лучшими  для руководителя и организации  в целом являются такие источники  власти, как власть личности и власть эксперта. Также можно говорить о  том, что для повышения эффективности  власти в организациях следует применять  власть, основанную на вознаграждении. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Высшая школа. – 2003. – 164с.
  2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2003.
  3. Сергеева О.Б. Лидерство и управление как компетенции руководителей среднего звена. // Управление персоналом. – 2005. - №19.
  4. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ – М.: Дело, 2002. – 704с.
  6. Основы менеджмента: Учебное пособие./ Под ред. С.Г.Лопатиной.-М.:Юрайт, 2000г.
  7. Казначевская Г.Б. Основы менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2005.
  8. В.И. Образцов. «10 путей к успеху».- Калининград, Янтарный сказ, 2004.
  9. В.И. Кнорринг. Искусство управления.-М., Полис 2006.
  10. А.А. Дягтерев. Власть в социальном общении.-М., Полис 2006.
  11. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №5/2003, А.М.Лимбман «Власть и организационное развитие».
  12. А.А. Дягтерев. Власть в социальном общении.-М., Полис 2006
  13. В.И. Кнорринг. Искусство управления.-М., Полис 2006
  14. В.Л. Доблаев. Власть и коммуникации в организациях, 2005
  15. Форд Г. «Моя жизнь – мои достижения»
  16. Устиян И. К. Г. Форд, как новатор рыночной экономики 20 века// Экономист. – 1999 - №10.

Информация о работе Лидерство и властные отношения в системе менеджмента