Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:04, курсовая работа
До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов.
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 70-ых годов, интерес к изучению лидерства начал расти еще больше.
Введение 3
1 глава. Лидерство
1.1. Сущность понятия «лидерство» 5
1.2. Теории лидерства 9
1.2.1. Теория черт 9
1.2.2. Поведенческий подход 12
1.2.3. Ситуационный подход 13
1.2.3.1. Теория жизненного цикла 14
1.2.3.2. Теория конституентов 16
1.2..4. Теория «путь – цель» 17
1.2.5. Атрибутивный подход 18
1.2.6. Харизматический подход 19
1.2.7. Психологические теории 21
1.3. Типы лидерства 23
1.4. Качества лидера 28
1.5. Соотношение понятий «лидер» и «руководитель» 31
2 глава. Власть
2.1. Понятие власть. Элементы власти 33
2.2. Влияние. Методы и стратегии влияния 36
2.3. Источники власти 38
2.4. Виды и формы власти 39
Заключение 43
Список литературы 44
Приёмы, с помощью которых
руководитель может влиять на пути или средства
достижения целей:
1. Разъяснение того, что ожидается от подчинённого.
2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
3. Направление усилий
подчинённых на достижение цели
4. Создание у подчинённых таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
5. Удовлетворение потребностей
подчинённых, когда цель
Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на задачу.
Позже профессор Хаус включил ещё два стиля: поощряющий участие подчинённых в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение. Стиль, поощряющий участие, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчинёнными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Сильный акцент делается на консультации.
Стиль, ориентированный на достижение, характеризуется постановкой перед подчинёнными довольно напряжённой цели, ожиданием, что они будут работать в полную силу своих возможностей. Хотя руководитель и стремиться добиться высокой производительности, он в то же самое время старается вселить в подчинённых уверенность, что они способны работать высокоэффективно.
Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчинённых, а также требований и воздействий со стороны внешней среды.
Когда у подчинённых
наблюдается большая
Теория «пут – цель» - одна из самых действенных, но, тем не менее, она не является окончательным ответом на вопрос об эффективности лидерства, как говорят исследователи.
1.2.5. Атрибутивный подход.
Данная концепция опирается
на теорию атрибуции, объясняющую причинно-
В рамках данного подхода лидер, главным образом, исполняет роль информационного процессора. Он ведёт поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.
В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчинённого: степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, на сколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчинённый последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчинённые ведут себя таким же образом, т.е. является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчинённого или наблюдается у многих.
В модели атрибутивного лидерства имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по его мнению, должен нести ответственность за происшедшее.
1.2.6. Харизматический подход.
Особой, достаточно современной группой концепций лидерства являются концепции харизматического лидерства. Они восходят к работам М.Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В.М.Басс, Б.Шамир, Р.Й.Хозе, М.Артур и др.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признания лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчинённых в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма даёт руководителю преимущества эффективнее оказывать своё влияние на подчинённых. Определение харизмы как набора специфических лидерских качеств легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личных качеств способен оказывать глубокое воздействие на подчинённых. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Желание у такого человека быть деятельным придаёт людям чувство того, что он способен быть лидером.
В целом харизматическому
лидеру приписывают наличие уверенност
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации.
Решающим в харизме лидера является его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности. Такие лидеры могут даже внушать членам группы новые ценности, однако обычно они подчеркивают особую значимость индивидуальных ценностей каждого сотрудника и стремятся связать их с групповыми задачами. Для эффективности влияния лидеры должны хорошо знать и уважать потребности и ценности ведомых. Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради их достижения.
В группе с харизматическим лидерством первостепенную значимость играют не внешние стимулы, а внутренняя мотивация, привлекательность самовыражения, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и товарищей. Лидер порождает у ведомых надежду на «лучшее будущее» и его реальность.
В реальной жизни одной из слабостей этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера.
1.2.7. Психологические теории лидерства.
На становление, характер и направленность лидерства непосредственно влияют внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций.
По данной теории, в основе лидерства лежит либидо, которое трактуют как психическая энергия. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие состояния) оно проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и т.п.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру.
Заметный вклад в развитие психоаналитического объяснения феномена лидерства внесли ученые Э.Фромм, Т.Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих состояния подавленности, гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния. У человека появляется стремление убежать от всего этого в сферу господства и подчинения.
Психоаналитическое объяснение стремления к лидерству, конечно же, никак не исчерпывает все типы таких мотиваций. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью и даже явно не стремится к неформальному лидерству. Сама по себе власть не является для них ценностью.
Психологические теории описывают внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций, влияют на становление, характер и направленность лидера.
1.3. Типы лидерства.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
1. Деловое лидерство.
Оно характерно для групп,
2. Эмоциональное лидерство.
Оно возникает в социально-
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Однако в своём влиянии на людей официальный руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Неформальное лидерство - процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.
Интересной представляется типология лидерства, предложенная профессором Б.Д.Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.
По содержанию различают:
По стилю различают: