Лидерство и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

В проведении исследования по теме «лидерство и менеджмент »поставлены следующие цели:

- Раскрыть сущность лидерства

- Отметить, какими качествами должен обладать успешный руководитель организации

- Рассмотреть современные модели лидерства, применяемые на практике в российских организациях на примере ОАО«Этанол» и внести своим предложения по оптимизации работы менеджера.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

     На  описанный выше процесс определения  лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем  поведении. Чем больше поведение  подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик "внутренние причины", тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

     Исследования  свидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола. 

     В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

     Приводимые  ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители в подчиненных;

руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую  пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;

плохая  работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего приведет к выявлению руководителем  внутренних причин;

серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя скорее всего к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;

уклонение "с объяснением" подчиненного от ответственности или его извинения  за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;

неизменный  уровень выполнения работы переключает  внимание руководителя с причин, связанных  со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к  количеству прилагаемых усилий.

     Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

     При этом в зависимости от эффективности лидерства, спираль отношений лидер последователь может раскручиваться вверх "отношения дают большой эффект" или вниз "отношения дают меньший эффект". Последнее может в конечном счете привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.

     Концепция харизматического лидерства основывается на противопоставлении  двух позиций формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

     Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

     Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей "фокуса простые и драматического характера цели", упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

     Исследования  свидетельствуют, что у харизмы  есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

     Модели  харизматического лидерства различаются  количеством стадий развития самой  харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

     Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством  межличностной коммуникации "публикации, речь, жесты, позы и т.п. " последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

     Исследование  практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора

     Совершенно  точно сказать, какая из моделей  наиболее приемлема для той или  иной организации, довольно сложно, так  как настоящий руководитель применяет  ситуационный подход и пытается принять наиболее рациональное решение для конкретной ситуации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Организация менеджмента в ОАО «Этанол»

2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Этанол»

     ОАО «Этанол» является одним из лидеров  по объему производства и реализации вино-водочных изделий в Орловской области. История появления Ливенского спиртзавода, ныне открытого акционерного общества "Этанол", уходит своими корнями в XIX век.

     Первую  послевоенную продукцию завод выпустил в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки.

     К началу 90-х годов завод ежегодно вырабатывал около миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч тонн хлебопекарных  дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сброженного яблочного сока. 19 ноября 1992года произошла реорганизация государственного спирт завода в акционерное общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена сеть торговых точек. Создание сети фирменной торговли подтолкнуло предприятие к освоению нового вида производства - ликеро-водочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%.

     Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО «Этанол» появилось  новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был присоединен совхоз «Моногаровский».

Виды  деятельности.

1. Основными  видами деятельности Общества  являются производство, хранение, поставка  и реализация:

- спирта  этилового ректификованного;

- спирта этилового, в том числе денатурата;

- масла  сивушного;

- углекислоты;

- дрожжей  хлебопекарных;

- сока  яблочного натурального;

- вин  плодово-ягодных;

- напитков  винных;

- водки  и ликероводочных изделий;

- виноматериалов  плодово-ягодных сброженно-спиртованных;

- спиртосодержащей  непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.

2. Не  основными видами деятельности  Общества являются:

- торгово-закупочная  деятельность (оптовая и розничная  торговля), в том числе на комиссионных  началах;

- общественное  питание;

- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной  продукции;

- коммерческая  и посредническая деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность;

- производство  строительных, ремонтных и реставрационных  работ;

- осуществление  грузопассажирских перевозок;

- бытовые  услуги.

     Сеть  фирменных торговых предприятий  состоит из 8торговых точек, включая  ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад.

     Сельско - хозяйственный комплекс имеет площадь  сельхозугодий -1824га, в том числе  наличие пашня составляет -1049 га. Среднегодовая мощность производства:

- спиртового:908,9 тыс. дал.

- дрожжи  хлебопекарные:3,04 тыс. тонн

- углекислота  жидкая:1140 тонн

- напитки винные, вино плодовое

ликероводочные  изделия: 242 тыс. дал.

- водка: 245,2 тыс. дал.

Основные  виды продукции.

ОАО «Этанол» производит выпуск спирта в ассортименте:

- Спирт  высшей очистки;

- Спирт  «Экстра»;

- Спирт  «Люкс». Ликероводочной продукции:

- Винные напитки - 4 наименования;

- Вина - 5 наименований;

- Настойки - 3 наименования;

- Водки  - 21 наименование;

- Дрожжей  - 1 наименование.

     Ликероводочная  продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция  выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100г и 1000г. Помимо основных видов продукции общество является производителем и прочей продукции, в состав которой входит молоко, мясо КРС и свинины, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий (торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте).

Информация о работе Лидерство и менеджмент