Лидер и стили лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:53, реферат

Краткое описание

Цель работы – исследовать особенности лидера и руководителя.
Актуальность заключается в том, что эффективность управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.
Задачи исследования:
- изучить литературу по заданной теме
- определить сущность лидера и руководителя;
- проанализировать связь лидера и руководителя;
- проанализировать стили лидера-руководителя.
- сделать выводы по теме

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическая часть.
1. Понятие «лидер» и «руководитель»……………………………………………5
2. Стили руководства и лидерства………………………………………………...9
2.1. Четыре системы Лайкерта…………………………………………………...20
2.2. Стили руководства по классификации университета Огайо……………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………………75

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4 подразумевает  групповые решения и участие  работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.[16]

2.2. Стили руководства по классификации университета Огайо.

 

Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям  в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное  исследование и выявила серьезную  ошибку в концепции разделения руководителей  на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало:  люди могут  вести себя так, что это будет  одновременно ориентацией и на работу, и на человека.  Они разработали  систему, согласно которой поведение  руководителя классифицировалось по двум параметрам:  структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает  такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с  ней. Внимание к подчиненным подразумевает  поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более  высокого уровня, строя взаимоотношения  на основе взаимного доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем  и подчиненными. Очень важно отметить, что уважение - это не внешнее проявление типа “похлопывания по спине”. Несколько самых распространенных типов поведения, подразумевающих внимание к подчиненным, приведены на табл.6 [20]:

«Типы поведения»                                                   Таблица 6

Структура

Распределяет  производственные роли между подчиненными

Расписывает задания  и объясняет требования к их выполнению

Планирует и составляет графики работ

Разрабатывает подходы  к выполнению работ

Передает свое беспокойство о выполнении задания

Внимание к подчиненным

Участвует в двустороннем общении

Допускает участие  подчиненных в принятии решений

Общается в  одобрительной и неугрожающей манере

Дает возможность  людям удовлетворить  свои потребности, связанные с работой


 

          Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему),включавшую 5 основных стилей руководства [11,с.56](рис.8).  
                          

Рис.8  «Управленческая  решетка Блейка и Мутона»

Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о  человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве”  также по шкале от 1 до 9. Стиль  руководства определяется обоими этими  критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т. е. 81 вариант стиля управления. Каждый из вариантов поведения при управлении компанией может быть сравнен с любым другим из данной матрицы. Безусловно, нельзя четко определить, к какому именно квадранту матрицы относится данный конкретный вид руководства.[12,c.244] В действительности делать это и не обязательно, поскольку нельзя извлечь конкретный смысл из номера квадранта. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

1.1. - страх перед бедностью (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

Эта позиция характеризует такой  тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя, а, кроме того, расширит диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером, маяком. Он скорее просто «хранитель своего портфеля и кресла». Но такое положение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.

1.9. - дом отдыха (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовлетворения трудом очень высок. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, за счет этого страдает производство. Расторопные подчиненные весьма часто злоупотребляют доверием к себе либо даже стараются заменить собой мягкотелого лидера.

9.1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.

5.5. - организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Контроль над процессом принятия решений является как бы компенсацией для рабочих за осуществлением контроля над их деятельностью в процессе производства. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

9.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. В отличие от менеджера позиции (5; 5), который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Причем наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.[13,c.74]

Матрица стилей руководства несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы лидерства и  руководства являются ключевыми  для достижения организационной  эффективности.

Руководство можно определить как умственную и физическую деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство – процесс, с  помощью которого один человек оказывает  влияние на другого. Это социально-психологическое явление. В том и вся огромная разница, что руководитель – должность, а лидер влияет на окружающих без каких-либо официальных полномочий.

По моим исследованиям  лишь 30% всех руководителей одновременно являются лидерами в группе! Это  крайне нерационально! Чтобы эффективно управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.

Лидерство представляет собой  специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей.

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и  наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

Новые подходы концентрируют  свое внимание на способности лидера создать новое видение решения  проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм  к осуществлению действий по достижению целей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Воодушевление сердца. Как вознаграждать других и признавать их заслуги: Дж. М. Кузес, Б. З. Познер — Санкт-Петербург, Попурри, 2005 г.- 240 с.
  2. Говорите как первый руководитель. Секреты привлечения внимания и достижения результатов: Сьюзан Бэйтс — Москва, Калидос Паблишинг, 2010 г.- 264 с.
  3. Дерзкое лидерство. Найди и укрепи в себе задатки лидера: Дэмиан Хьюз — Москва, Юнайтед Пресс, 2011 г.- 202 с.
  4. Душа человека: Эрих Фромм — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2010 г.- 256 с.
  5. Классный руководитель. Основные направления деятельности: Н. И. Дереклеева — Москва, Вербум-М, 2003 г.- 64 с.
  6. Кризис психоанализа: Эрих Фромм — Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, 2009 г.- 256 с.
  7. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп: Эрик Берн — Москва, Эксмо, 2008 г.- 288 с.
  8. Лидер новой эпохи. Том 2. Древняя мудрость в наши дни: Джон Фэйворс — Санкт-Петербург, Философская Книга, 2003 г.- 264 с.
  9. Лидерство. Золотые правила (комплект из 3 книг): — Москва, Эксмо, 2010 г.- 736 с.
  10. Основы менеджмента: В.Р.Веснин – Москва , Триада лтд, 2007 г.-384 с.
  11. Психоанализ и религия: Эрих Фромм — Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, 2010 г.- 160 с.
  12. Формула лидерства: Майкл Юсим — Москва, Попурри, 2006 г.- 400 с.
  13. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки — Москва, Альпина Паблишерз, 2010 г.- 302 с.
  14. http://savvinov2.siteedit.su/page12
  15. http://coolreferat.com/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8F 
  16. http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 
  17. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6710/  
  18. http://polbu.ru/filonovich_leadership/ch05_all.html  
  19. http://www.smartcat.ru/Referat/Management/abchukmanagmentIA.shtml
  20. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00174274_0.html

Информация о работе Лидер и стили лидерства