Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:50, курсовая работа
Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.
В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Введение1
Глава 1. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности2
Глава 2. Понятие лицензирования отдельных видов деятельности3
Глава 3. Лицензируемые виды деятельности4
Глава 4. Порядок лицензирования5
Глава 5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий6
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………......
В курсовой
работе мы рассмотрим институт лицензирования
предпринимательской
Глава 1. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности
Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности[7]. Иными словами, соискатель лицензии имеет возможность приступить к осуществлению конкретного вида деятельности лишь при наличии соответствия всех условий его функционирования лицензионным требованиям/условиям, после чего государство «допускает» его в производственный или хозяйственный оборот.
Таким образом,
государство на данной первоначальной
«разрешительной» стадии (стадии подачи
соискателем лицензии соответствующих
документов в лицензирующий орган)
вхождения предпринимателей в экономический
оборот отсеивает недобросовестных.
Государство требует у
Лицензия
представляет собой своего рода профессиональный
паспорт предпринимателя (юридического
лица или индивидуального
В России
понятие «лицензирование
Данный период следует отнести условно к первому этапу реформирования режима лицензирования предпринимательской деятельности.
Несколько
позже основополагающим документом,
регулирующим вопросы взаимодействия
государства с предприятиями, являлся
Закон РСФСР «О предприятиях и
предпринимательской
Таким образом, правовое регулирование лицензирования хозяйственной деятельности складывалось ситуативным образом[11].
Кроме того, наличие множества субъектов принятия нормативных актов (на разных уровнях - федеральном и на уровне субъектов РФ) создавало сложности в определении порядка, условий, критериев лицензирования. Большое количество нормативных правовых актов, принятых на территориальном уровне, также далеко не всегда соответствовало федеральному, поэтому наличие противоречивого правового регулирования экономической деятельности и отсутствие жесткого единого правового остова, который являлся бы отправной точкой для определения критериев и условий лицензирования, поспособствовало возникновению единого закона о лицензировании.
Вторым
этапом реформирования режима лицензирования
явилось принятие Федерального закона
от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»[
Законом № 158-ФЗ, правовой режим лицензирования
стал иметь одинаковое, идентичное для
всех правовое содержание. В Законе впервые
был закреплен единый перечень лицензируемых
видов деятельности (ст. 17), который включал
в себя практически все виды деятельности,
которые и ранее лицензировались. Данный
перечень позволял четко определить те
сферы деятельности, которые нуждаются
в особом контроле государства для обеспечения
защиты публичных интересов, таким образом,
исключалась та правовая неопределенность,
которая существовала до принятия данного
Закона, когда лицензирование появлялось
по мере появления и развития отдельных
видов деятельности.
Несмотря на введенные новеллы, Закон № 158-ФЗ тем не менее содержал огромное количество недочетов и просчетов. Закон № 158-ФЗ охватывал обширный спектр объектов регулирования (лицензируемых видов деятельности), что было вызвано не столько стремительным появлением новых общественных отношений, сколько их характером, содержанием, несоблюдение которых могло бы повлечь общественную опасность для общества и государства. Закон № 158-ФЗ установил более 200 лицензируемых видов деятельности (ст. 17). Но данный перечень не являлся исчерпывающим.
Третий этап лицензирования ознаменовался принятием нового Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который в значительной степени поменял ранее принятую концепцию лицензирования и во многом упростил процедуру выдачу лицензии, делая ее более доступной.
Правительством
РФ утверждено Постановление от 26 января
2006 г. № 45 «Об организации лицензирования
отдельных видов деятельности»[
Предтечей
разработки и в последующем принятия
Федерального закона от 8 августа 2001 г.
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности» стала
В сфере лицензирования также наметились значительные тенденции к дебюрократизации экономики в части упрощения порядка оформления лицензии.
17 июля 2005
года вступил в силу
Идея
концепции Закона № 80-ФЗ направлена
на сокращение огромного количества
лицензируемых видов
Согласно
Закону № 80-ФЗ отмена лицензирования соответствующих
видов деятельности происходит поэтапно:
с 1 января 2006 г.; с 1 января 2007 г.; со дня
вступления в силу технических регламентов,
устанавливающих обязательные требования
к лицензируемым видам
А.Б. Багандов полагает, что в российской правовой системе лицензионное право следует понимать как институт административного права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений, возникающих в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы. Иными словами, лицензионное право Российской Федерации - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности в рамках административного права[15].
Предпринимательское
(хозяйственное) право также относит
лицензирование к своей сфере
регулирования. Обосновывается такая
позиция тем, что помимо предпринимательских
отношений и отношений по государственному
регулированию хозяйствования в
целях обеспечения интересов
государства и общества, предпринимательское
право включает в себя совокупность
норм права, регулирующих тесно связанные
с предпринимательскими «иные» отношения,
в том числе некоммерческого
характера. К последним (т.е. «иным»
отношениям) наряду с отношениями
по регистрации, ликвидации хозяйствующих
субъектов, сертификации продукции
и т.д. отнесено и лицензирование,
которое, по мнению И.В. Ершовой и
Т.М. Ивановой, хотя и носит некоммерческий
характер, но создает основу, является
необходимым условием, предпосылкой
будущей предпринимательской
В то же
время О.М. Олейник указывает, что
«в масштабах гражданского права
конструирование института
Глава 2. Понятие лицензирования
отдельных видов деятельности
Опираясь на нормы Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иные специальные тематические законы, предусматривающие лицензирование соответствующих видов деятельности, можно заключить, что режим лицензирования является одним из видов легализующих разрешительных режимов и представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Режим лицензирования всегда носит обязательный характер, за несоблюдение которого наступает юридическая ответственность[18].
Так, например, материалами одного судебного дела подтверждался факт отсутствия у ООО лицензии на эксплуатацию принадлежащего ему автозаправочного комплекса, являющегося пожароопасным производственным объектом, суд правомерно удовлетворил требование отдела государственного пожарного надзора о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)[19].
Согласно
Федеральному закону «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
основными принципами осуществления
лицензирования являются обеспечение
единства экономического пространства
на территории Российской Федерации, установление
единого перечня лицензируемых
видов деятельности, установление единого
порядка лицензирования на территории
Российской Федерации, установление лицензионных
требований и условий положениями
о лицензировании конкретных видов
деятельности, гласность и открытость
лицензирования, соблюдение законности
при осуществлении
Под режим
лицензирования подпадают только те
виды деятельности, регулирование которых
не может осуществляться иными методами
государственного регулирования (статья
4 Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности»)
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Этимологически слово «лицензия» происходит от латинского слова «licetia», которое переводится как «вольность, свобода делать что угодно»[20].
Близко к этому определение, данное в «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова[21]. «Современный словарь иностранных слов» дает перевод слова «лицензия» как «право» и «разрешение»[22].
В российской правовой доктрине термин «лицензия» употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода «паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности»[23].
Информация о работе Лицензии. Виды лицензий. Передача лицензий