Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:50, курсовая работа
Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.
В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Введение1
Глава 1. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности2
Глава 2. Понятие лицензирования отдельных видов деятельности3
Глава 3. Лицензируемые виды деятельности4
Глава 4. Порядок лицензирования5
Глава 5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий6
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………......
Так, например, суд удовлетворил заявление управления МЧС РФ о привлечении ООО к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, поскольку в ходе проверки, проведенной управлением, установлен факт осуществления обществом деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта (цеха деревообработки), на котором используются твердые горючие вещества и материалы без соответствующей лицензии[45].
Проверка
лицензирующим органом сведений
проводится путем сопоставления
таких сведений со сведениями из единого
государственного реестра юридических
лиц или единого
К отношениям,
связанным с проведением
Лицензирующие
органы вправе приостанавливать действие
лицензии в случае выявления лицензирующими
органами неоднократных нарушений
или грубого нарушения
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Так, например, суд установив, что факт грубого и неоднократного нарушения требований законодательства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и свидетельствуют о невыполнении обществом существенных условий лицензирования при осуществлении перевозок населения автотранспортом ООО «АТП-Магадан», суд сделал вывод о правомерности издания Управлением государственного автодорожного надзора по Магаданской области приказа, которым приостановлено действие лицензии ООО «АТП-Магадан», в связи с неоднократным нарушением условий лицензирования, выразившимся в отсутствии обеспечения надлежащих условий безопасности перевозок пассажиров автотранспортом[46].
Лицензия
теряет юридическую силу в случае
ликвидации юридического лица или прекращения
его деятельности в результате реорганизации,
за исключением его
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
Лицензия
может быть аннулирована решением суда
на основании заявления
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Федеральными
органами исполнительной власти, разрабатывающими
положения о лицензировании конкретных
видов деятельности, лицензирование
которых осуществляют органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
ведутся сводные реестры
Лицензирующие
органы обязаны предоставить бесплатно
соискателям лицензии или лицензиатам
возможность ознакомиться любым
доступным способом с положениями
о лицензировании конкретных видов
деятельности, перечнем технических
регламентов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
устанавливающих обязательные требования
к лицензируемым видам
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
Срок
предоставления информации из реестра
лицензий не может превышать три
дня со дня поступления
За рассмотрение
лицензирующим органом
Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.
Глава 5. Ответственность за осуществление
деятельности без лицензии либо с нарушением
лицензионных требований и условий
Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.
В соответствии
с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях[47] установлен
Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[48].
Кроме того,
деятельность без лицензии может
вызвать опасность
Следует
учитывать также и последствия
в области налогообложения. Применение
льготы по налогообложению невозможно,
если отсутствует лицензия на ведение
вида деятельности, подлежащего лицензированию
(пункт 1 статьи 122, пункт 1 статьи 126, подпункт
2 пункта 2 статьи 149, пункт 6 статьи 149 Налогового
кодекса Российской Федерации[49]). Такая
точка зрения подтверждается судебной
практикой: Постановления ФАС Волго-
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.
Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.
Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.
Помимо
ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за
осуществление деятельности без лицензии,
а также за нарушение лицензионных требований
и условий предусмотрена следующими статьями:
статья 6.2 «Незаконное занятие частной
медицинской практикой, частной фармацевтической
деятельностью либо народной медициной
(целительством)»;
статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения
(лицензии) либо с нарушением условий,
предусмотренных разрешением (лицензией)»;
статья 7.11 «Пользование объектами животного
мира без разрешения (лицензии)»; статья
8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность
во внутренних морских водах, в территориальном
море, на континентальном шельфе и (или)
в исключительной экономической зоне
Российской Федерации правил (стандартов,
норм) или условий лицензии»;
статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении
работ в области гидрометеорологии, мониторинга
загрязнения окружающей природной среды
и активных воздействий на гидрометеорологические
и другие геофизические процессы»; статья
9.1 «Нарушение требований промышленной
безопасности или условий лицензий на
осуществление видов деятельности в области
промышленной безопасности опасных производственных
объектов»;
статья 13.3 «Самовольные проектирование,
строительство, изготовление, приобретение,
установка или эксплуатация радиоэлектронных
средств и (или) высокочастотных устройств»;
статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;
статья 13.13 «Незаконная деятельность в
области защиты информации»; статья 14.17
«Незаконные производство, поставка или
закупка этилового спирта»; статья 14.20
«Нарушение законодательства об экспортном
контроле»; статья 18.13 «Незаконная деятельность
по трудоустройству граждан Российской
Федерации за границей»; статья 20.11 «Нарушение
сроков регистрации (перерегистрации)
оружия или сроков постановки его на учет»;
статья 20.16 «Незаконная частная детективная
или охранная деятельность»; статья 20.23
«Нарушение правил производства, хранения,
продажи и приобретения специальных технических
средств, предназначенных для негласного
получения информации».
Информация о работе Лицензии. Виды лицензий. Передача лицензий