Логистический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, реферат

Краткое описание

Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

лпжцт.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»


 

 

 

Гуманитарно-экономический  факультет

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Логистический менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель 

Ст. преподаватель

Е.В. Бугаева

 

Выполнила

студентка группы ГК-42

Н.В.Усынина

     
     

 

 

 

 

 

Гомель  2012 

1. Понятие и сущность  логистики

 

Задачи логистики в  фирме нельзя рассматривать в  отрыве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле на Западе часто  используют понятие "миссия", определяющее философию фирмы на рынке сбыта  ее продукции (услуг). При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что мы (фирма) представляем собой  в настоящее время и куда мы стремимся?

Таким образом, миссия —  это тот исходный фундамент, который  определяет все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы  и принимаемые на их основе решения. На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм в заявляемых ими миссиях так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг, порожденная широко распространившейся за рубежом философией TQM. Развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители сегодня, с их набором ожиданий, установленным самыми лучшими компаниями в мире, требуют более высокого качества товаров и услуг по более низкой цене, быструю реакцию на их запросы и непосредственную доступность во время приобретения и использования. Фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но и способности поставлять готовую продукцию вовремя в небольших объемах к непосредственному месту потребления.

Что можно перевести как "обеспечение наличия нужного  продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время  для конкретного потребителя  с наилучшими затратами".

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения  высокого качества ее продукции и  сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и  маркетинговой стратегии, быть кредо  фирмы, позиционирующем ее относительно рынка и конкурентов.

Факторы внешней среды  укрупненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические.

Политические факторы, отражая  общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное  влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.

Правовые внешние факторы  определяются государственными и местными законодательными актами и ограничениями. Основой правовой базы логистики  являются Конституция, Гражданский  кодекс, налоговое, таможенное законодательство, Законы о банках, биржах и т.д.

Экономическое окружение  логистики фирмы необходимо рассматривать  в многоаспектном плане:

• на уровне экономики страны в целом в разрезе макроэкономических показателей и индикаторов (курса  национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового национального  продукта, темпов развития промышленного  производства, биржевых индикаторов  и т.п.);

• на отраслевом и территориальном  уровнях (темпы и ограничения  развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации, инвестиционная политика в отраслях и территориях, динамика отраслевой производительности труда и т.д.);

• в разрезе рынков факторов производства (рынков труда, землепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;

• в разрезе анализа  спроса и предложения на рынке  конечных продуктов и услуг, анализа  возможных конкурентов

• и т.д.

Группа технических и  технологических факторов, имеющих  очень большое значение для логистики, характеризует как общий уровень  научно-технического потенциала страны, так и технологический уровень  отдельных отраслей и инфраструктуры экономики. Важную роль для продвижения  логистической концепции играет уровень развития транспортных и  телекоммуникаций, информационно-компьютерных систем, гибких автоматизированных и  робототизированных технологических производств, транспортных и грузоперерабатывающих средств, электроники и микропроцессорной техники и т.д. Принципиальное значение имеет внедрение новых (инновационных) технологий и технических средств, обеспечивающих эффективную реализацию логистических активностей.

Социальные и экологические  факторы логистической среды  определяют влияние сложившихся  в обществе или отдельном регионе (городе) социальных запросов населения, демографической ситуации, изменения  бюджета свободного времени, миграции населения, структуры трудовых процессов  и культурных притязаний отдельных  групп населения, а также экологическое  влияние технологий на окружающую среду.

Для развития логистики приоритетное значение имеют социальные факторы  миграции населения, динамика структуры  рабочего и свободного времени, матрицы  трудовых и культурных корреспонденции  в городах, а также экологические  факторы, связанные прежде всего с развитием транспорта и транспортных коммуникаций в плане уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. В США, Японии, странах ЕС приняты различные программы защиты окружающей среды, которые непосредственно влияют на формируемые микро- и макрологистические системы и принятие логистических решений.

Среди факторов внутрифирменной  микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемые трудовые ресурсы, а также влияние персонала высшего менеджмента.

С позиций теории управления в рыночной экономике понятие "менеджмент" трактуется в двух смыслах: во-первых, как совокупность средств и форм управления производством и сбытом для достижения стратегических, тактических  и оперативных целей и задач  фирмы; во-вторых, как инструмент управления взаимоотношениями внутри персонала  фирмы с внешними партнерами по бизнесу  и с потребителями продукции (услуг).

В первом смысле логистический  менеджмент в фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей формируемой микро-логистическими системами (далее по тексту - ЛС).

Во втором смысле логистический  менеджмент — это управленческий персонал, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы  и организационных уровнях ЛС можно разделить на:

1) "Top management" — высший управленческий персонал, например, интегральный менеджер, начальник отдела логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции логистических менеджеров и т.п.

2) "Middle management (Supervisors)" — средний управленческий персонал — руководители структурных подразделений ЛС.

3) "Lower management" — низшие звенья логистического персонала фирмы.

При построении современных  микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

С точки зрения логистики  осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального  менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой  и производственной стратегиями. Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, производственного, финансового, информационного, по персоналу) в процессах управления закупками материальных ресурсов (далее – МР), производством и сбытом готовой продукции. Зачастую бывает очень трудно разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, инвестиционного, финансового, информационного), поэтому обычно выделяют основную координирующую и интегрирующую функции логистического менеджмента на высших уровнях иерархии управления в фирме.

Вышесказанное относится  и к трем важнейшим сферам организации  бизнеса: производству, маркетингу и  логистике. Особенно ожесточенные споры  среди специалистов до сих пор  ведутся по поводу разграничения  функций и взаимодействию маркетинга и логистики. По-видимому первопричиной этих споров является то, что логистическая концепция бизнеса появилась и начала развиваться сначала именно в сфере распределения, системах сбыта готовой продукции товаропроизводителей, относящихся и к области исследования маркетинга. В зарубежной литературе по логистике для разделения сфер и описания взаимодействия между производством, маркетингом и логистикой используется понятие полезности — утилиты (Utility). Считается, что процедуры производства, маркетинга и логистики добавляют определенные полезности к исходным МР, образуя общую полезность готовой продукции для потребителя. Аналогичный подход справедлив и для сервиса.

Утилита формы реализуется  в процессе производства или сборки готовой продукции в промышленности, когда МР (сырье, материалы, комплектующие  и т.п.) преобразуются некоторым  образом в конечный продукт, добавляя к исходному сырью стоимость  и образуя полезность новой формы  — продукта. В современном бизнесе  некоторые логистические активности также обеспечивают утилиту формы. Например, сортировка, консолидация, разукрупнение  и другие элементарные логистические активности изменяют форму готовой продукции (в основном в системах дистрибьюции) путем изменения грузовых размеров и упаковочных характеристик. Так, разукрупнение паллетов в индивидуальные упаковки, пригодные для продажи покупателям, добавляют утилиту формы к готовой продукции.

Однако для логистики  фундаментальными являются утилиты  места и времени. Как мы видели из предыдущего материала книги, ключевой логистической активностью  является транспортировка — перемещение  товаров из мест, где имеются их излишки (запасы) в места, где существует спрос. Логистика расширяет физические границы маркетинга, добавляя к готовой  продукции полезность места и, соответственно, увеличивая стоимость товара.

Достижимость товара или  сервиса для покупателя важна  не сама по себе, а именно в тот  момент, когда он в них нуждается. Таким образом, логистический менеджмент, выполняя сбытовую функцию доставки готовой продукции (сервиса) покупателю за требуемое время, реализует утилиту  времени. Логистические решения  с позиций утилиты времени  в основном осуществляются за счет рациональной поддержки уровней  запасов в дистрибутивных сетях  и стратегического размещения товаров  и сервиса. В определенных случаях  временную утилиту может создавать  транспортировка путем быстрого перемещения готовой продукции  в точку спроса. Например, замена складирования товаров воздушной транспортировкой к месту потребления добавляет утилиту времени к товару.

Роль логистики в бизнесе  зависит от существования утилиты  владения, реализуемой маркетингом. Эта утилита создается путем  совершения определенных маркетинговых  стратегических и тактических действий, связанных с рекламой и продвижением продукта или сервиса. Продвижение  товара (Promotion) можно определить, как попытку фирмы установить прямой или непрямой контакт с покупателями, чтобы создать или увеличить их желание обладать товаром. Существование логистических утилит времени и места определено лишь в том случае, если имеется спрос на товары или сервис (утилита владения).

Основной задачей логистического менеджмента в современных условиях бизнеса является способствование  выполнению стратегических целей фирмы  и создание конкурентных преимуществ. Ключевыми факторами конкурентного  преимущества в мировой экономике  сейчас являются:

• лидерство в качестве продуктов и услуг;

• лидерство в затратах;

• дифференциация;

• стратегический фокус.

Стратегический фокус  означает стремление фирмы достичь  конкурентного преимущества в одном  или нескольких сегментах рынка  за счет концентрации усилий (фокусировании) на определенных стратегических направлениях.

Указанные ключевые факторы  могут быть использованы любой фирмой-конкурентом, поэтому для успешного выживания  организация бизнеса должна постоянно  внедрять новые подходы и инновационные  идеи на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и  фокуса.

Информация о работе Логистический менеджмент