Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа
Целью работы является выявление роли одной конкретной личности в управлении организацией. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
изучить конкретные примеры деятельности менеджеров
выявить характеристики, способствовавшие их успеху
установить черты, необходимые для успешного управления фирмой
сделать выводы по исследованию.
целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;
равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;
обеспечение работников ресурсами;
применение материального стимулирования;
сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации.
Следующим этапом стала административная или классическая школа. Представители этой школа сконцентрировали свое внимание на личности менеджера, на его подготовке, обучении, т.е. стали рассматривать организацию непосредственно сверху вниз.
Наибольший вклад в развитие этой школы внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью административного управления было создание универсальных принципов управления. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:
1.определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;
2. предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это, прежде всего, принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.). Многие из них до сих пор полезны и используются на практике.[14]
Следует заметить, что представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Они рассматривали организацию с точки зрения широкой перспективы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций планирования и организации.
Необходимость повышения эффективности труда, увеличения его производительности дали основу для проведения Хотторнского эксперимента, в результате которого было выявлено значительное влияние социальной стороны на производительность труда работника. Именно на этом положении базируется следующая школа – школа человеческих отношений.
Самыми крупными ее авторитетами являются Э. Мэйо, М. Фоллетт.[18] Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 существенных фактора: люди, финансы и техника, причем на первом месте, несомненно, стоят люди. И этот фактор становится на первое место среди задач и сфер внимания менеджера. В условиях суровой конкуренции только общение с людьми, внимание к ним, к их потребностям ведет к успеху. В наше время бережное отношение к персоналу имеет огромное влияние в развитие бизнеса.
На основе идей о внимании непосредственно к человеку появилась школа поведен6ческих наук, но, несмотря на это, от идей школы человеческих отношений она отошла и акцентировала свое внимание на создании необходимых условий для самореализации работника, развития его творческих способностей.
Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Большое значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент, и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Необходимо помнить, что человек - это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие экономического успеха. [18]
Но главный недостаток всех этих школ в том, что они рассматривают организацию только с одной конкретной стороны, будь то техническая, административная или социальная. Этот недостаток нивелируется в системном подходе, для него характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации множеством связей. А на базе системного подхода развивается ситуационная теория. Суть данной теории состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.
Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет лучше всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Например, столкнувшись с задачей увеличения выпуска продукции обувной фабрики, менеджеры, которые привержены случайному подходу, анализируют как научное управление, так и поведенческие подходы. Затем они задаются вопросом: «Какие методы будут здесь наиболее эффективны?» [11]
На данный момент ситуационный подход широко распространен и используется во многих организациях в связи с быстро меняющейся внешней средой, невозможности применения стандартных, шаблонных методов, соответственно менеджер вынужден действовать по ситуации, принимать решения, оценив факторы данного конкретного момента.
Теория менеджмента прошла длинный путь, пока не оформилась в различные научные концепции, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные моменты, на данный момент обозначились тенденции к объединению, созданию синтетических теорий, адаптированных к меняющейся с большой скоростью экономической ситуации.
1
Менеджер — это профессионально подготовленный руководитель, который добивается целей, поставленных перед организацией, и контролирует работу подчиненных. [1] Встает вопрос – какова роль менеджера в организации и каким должен быть менеджер, чтобы организация функционировала эффективнее.
Менеджер в организации в первую очередь задает ей направление развития, руководит, ориентирует подчиненных. Это человек, обладающий властью и несущий ответственность, компетентный и образованный, способный руководить организацией или ее частью.
С развитием науки управления менялось понимание роли и функций менеджера на предприятии. От собственника и единоличного управляющего роль переходит к наемному работнику, имеющему необходимые навыки и знания. Школа научного управления рассматривает менеджера как лучшего работника, способного объяснить и показать на своем примере, как нужно выполнять те или иные функции, довести работу до автоматизма. Школа административного управления меняет понимание функций управленца – теперь это человек, получивший специальное образование, знающий не технологию производства, а технологию управления. Появляется ряд базовых функций, которые должен выполнять каждый менеджер:
Предвидение – менеджер исследует обстановку, анализирует ее, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.
Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления людей для управления этими совокупностями и для решения задач, которые нужно выполнить.
В-третьих, менеджер поддерживает координацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные участки деятельности. Он делает с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Четвертый элемент в работе менеджера - распределение. Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации, а следовательно эти операции должны быть распределены между работниками. [2]
Наконец пятая функция - контроль. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей организации в то же время на работе данного индивида и помогали, ему делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.
С расширением функций менеджера увеличивается его роль в организации, все больше обязанностей ложится на его плечи, а значит будущее организации сильнее зависит от него.
С распространением идей школы человеческих отношений и поведенческой школы к функциям менеджера добавляются социальные, круг его внимания расширяется, теперь он включает каждого отдельного работника.
Системный и ситуационный подходы дают менеджеру власть над всей организацией, обязывают его учитывать все ее аспекты, принимать во внимание все элементы и подразделения. Руководитель принимает решения, выбирает методы не по заранее заготовленному шаблону, а в зависимости от ситуации, в которой оказалась его предприятие. А значит теперь от менеджера, от его способности принять правильное решение зависит выживет ли организация, будет ли она работать эффективно и получать прибыль.
Так каким е должен быть менеджер, способный эффективно управлять организацией? Этот вопрос все чаще и чаще встречается в научной литературе в связи с увеличением значения и углублением функций менеджера.
В первую очередь менеджер должен быть лидером. Только человек формально наделенный властью и имеющий влияние на подчиненных сможет эффективно ими управлять и добиваться от них наибольших результатов. Лидерство в организации – это процесс, связанный с деятельностью лидера – авторитетного члена коллектива, обладающего юридической и/или фактической властью в группе. [13]
Лидер в организации выполняет следующие функции:
- постановка цели перед другими участниками совместной деятельности
- нахождение средств для достижения этой цели
-мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения
- соорганизация – ориентирование усилий на достижение целей
- формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры
Особенный упор на личностные качества лидера делается в системном и ситуационном подходе. Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера: интеллигентность в вербальном и символическом плане; инициативность, т.е. способность направлять активность, желания в новом направлении; уверенность в себе — благоприятная самооценка; привязанность к сотрудникам; решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); зрелость; мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.
Теория лидерских черт до сих пор является самой старой и наиболее популярной теорией. Точнее, таких теорий очень много, но всех их объединяет одно предположение — лидер отличается от других людей набором черт характера, делающих его лидером. [1]
Так, согласно мнению Светланы Ивановой – старшего партнера KPG Training center, лидер должен быть готов взять на себя ответственность за коллектив, за результаты как своей деятельности, так и деятельности коллектива, он должен быть готов учиться сам и учить других, не беря на себя слишком много обязанностей, для этого людей непосредственно нужно организовать, выслушать, учесть их мнение, не бояться, что они сильнее руководителя. Настоящий лидер позитивно относиться к людям, видеть в них положительные стороны и быть стрессоустойчивым. [7]
С другой стороны помимо лидерских качеств деятельность менеджера, несомненно, имеет свою специфику.
Роль менеджера в организации — направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. [14] Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.
Информация о работе Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении