Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель научного исследования – выявление перспектив развития малого бизнеса в сфере услуг.
Автору курсовой работы предстоит решение следующих нижеперечисленных задач:
А. дать теоретическое определение понятию малого бизнеса и малых предприятий;
Б. выявить особенности функционирования предприятий малого бизнеса;
В. рассмотреть нормативно-правовые документы малых предприятий, регулирующие и регламентирующие их деятельность, как на территории РФ, так и в субъекте Омского региона;
Г. определить проблемы становления и развития малого предпринимательства в России;
Д. проанализировать историю и деятельность ООО «Маяк», как предприятия малого бизнеса;
Е. очертить круг проблем, стоящих перед руководством предприятия ООО «Маяк», а также представить способы их решения и тенденции развития организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Современное состояние малого предпринимательства в России……… 5
1.1 Сущность и особенности предприятий малого бизнеса……….. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий...................................................................................................12
1.3 Доля малых предприятий в экономике России…………………. 15
1.4 Проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………….21
2. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО «Маяк»……………………………………29
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Маяк»…………….. 29
2.2 Современное состояние развития предприятия ООО «Маяк», достижения, награды.…………………………………………………………67
2.3 Проблемы становления и развития ООО «Маяк». Рекомендации …………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список литературы………………………………………...………………… 43
Приложение ……………………………………………………………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

Малые предприятия в сфере услуг.docx

— 4.10 Мб (Скачать файл)

А) непосредственная работа с потребителем, обуславливающая быструю реакцию на изменение категории спроса и предложения;

Б) высокая доля адаптивности производства предприятий малого бизнеса;

В) экономичность функционирования, проявляющаяся в использовании вторсырья;

Г)   низкий уровень косвенных расходов на управленческое звено организации;

Д)    высокая скорость оборота денежных средств.

Из наиболее значимых функций малых предприятий  следует подчеркнуть такие функции, как:

А)  заполнение пустот в различных секторах экономики государства, в которые не готовы встать другие предприятия, вследствие высоких рисков производства или незначительной прибыли на первоначальном этапе функционирования организации;

Б) поддержка государственной экономики за счет периодических налоговых отчислений в муниципальный бюджет;

В) поддержание высокой конкуренции на рынке товаров и услуг, что приводит к выравниванию цен на товары и поддержанию в должном соотношении спроса и предложения на различные группы представленных товаров и услуг;

Г) создание новых рабочих мест, что в целом способствует трудоустройству населения и снижает уровень безработицы в государственном субъекте;

экологическая функция. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий [19].

 Форма собственности малого предприятия в 85% всех предприятий малого бизнеса представлена частной или смешанной категорией собственности. Во втором случае происходит разделение собственности между частным инвестором и государством [9, с.23].

Развитие  и становление бизнеса в масштабе малых предприятий также обладает специфическими чертами, в частности:

А) Первая черта – единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Б) Вторая черта – обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

В) Третья черта – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Г) Четвертая черта – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Д) Пятая  черта – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.

И) Шестая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних лиц во всю деятельность предприятия.

К) Седьмая черта – это характер финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов, т.е. средства друзей и родственников.

Л) Восьмая черта – высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80 [19].

Таким образом, малое предприятие – это сравнительно небольшая организация, владеющая  незначительной долей рынка товаров  и услуг определенного сектора  экономики, специализирующаяся на конкретном виде деятельности и имеющая малый  состав персонала. Малые предприятия  выполняют экономические, социальные и экологические функции. Их деятельность регулируется нормативными положениями и правовыми актами. По форме собственности выделяют частные и смешанные предприятия. Отметим, что в деятельности малого предприятия большую роль играет его директор, а так личностные взаимоотношения сотрудников организации между собой и с управленческим звеном. 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование  деятельности малых предприятий

 

Деятельность  любого современного предприятия вне  зависимости от масштабов его  функционирования должна регламентироваться определенными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Законодательная  база малого бизнеса также предполагает следование специфическим правилам, отраженным в положениях руководящих документов.

В качестве основных документов, определяющих порядок  работы предприятий сектора малого бизнеса, следует выделить несколько  положений, утвержденных на различных  уровнях, которые представлены в  Таблице 2.

Таблица 2

Нормативно-правовые акты по вопросам малого бизнеса [18]

 

Уровень утверждения

Название

1

Федеральные нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2

Федеральные нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3

Федеральные нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

4

Федеральные нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

5

Региональные нормативно-правовые акты

Закон Омской области от 17.10.2008 № 1076-ОЗ «Об отдельных вопросах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Омской области»


 

окончание Таблицы 2

6

Региональные нормативно-правовые акты

 

Закон Омской области от 22.03.2011 № 1333-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Омской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Омской области»


7

Региональные нормативно-правовые акты

Постановление Правительства Омской области от 01.04.2009 № 49-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009–2013 годы)»

8

Муниципальные нормативно-правовые акты

Постановление Администрации города Омска от 02.03.2011 № 177-п «О внесении изменений в постановление Мэра города Омска от 27 октября 2005 года № 483-п «О создании городской межведомственной комиссии по вопросам, связанным с защитой трудовых прав работников организаций, расположенных на территории города Омска»

9

Муниципальные нормативно-правовые акты

Постановление Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 26.06.2001 № 249-п «О Совете по промышленности и предпринимательству при Мэре города Омска» (вместе с «Положением о Совете по промышленности и предпринимательству при Мэре города Омска»)

10

Муниципальные нормативно-правовые акты

Развитие малого предпринимательства: Постановление Администрации города Омска от 10.07.2009 № 562-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010–2015 годы»


 

Проанализировав данные Администрации Омска по нормативно-правовому  регулированию деятельности предприятий  малого бизнеса мы пришли к выводу, что она определяется государственными положениями на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Год вступления в силу самого раннего государственного акта датируется 2001г., окончание самого позднего акта определено в 2015г..

 

 

1.3 Доля малых предприятий в экономике  России

 

Процесс создания в России малых предприятий начался в 1988г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994гг., но в последующие годы их число существенно не изменилось. Если в 1995г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий, на 1 июля 2010г, в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий.

За последние  годы не увеличилось число малых  предприятий и в общей численности  предприятий и организаций страны. В России доля малых предприятий  в общем числе предприятий  составляет лишь 30,7%, тогда как в странах-членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий. Неравномерно распределяется количество малых предприятий по экономическим районам России [5, с.118].

Развитие  любой формы предпринимательства  зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя  использовать данные ему права для  реализации своих хозяйственных  целей.

В большей  степени вышеуказанные факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Удельный  вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий  и организаций отраслей экономики  и роль малого предпринимательства  в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

А. численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики государства;

Б. вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции;

В. вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

Г. ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в решение проблемы сокращения числа безработных;

Д. насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения [2, с.98];

И. навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.

Деятельность  малых предприятий характеризуется  более высокой производительностью  труда, особенно малых предприятий  промышленности, транспорта, общей  коммерческой деятельности по обеспечению  функционирования рынка и малых  строительных предприятий. Во всех указанных  сферах производительность труда в 2009 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой  эффективности использования работников малых предприятий. На малых промышленных предприятиях производительность труда  превысила среднюю производительность, достигнутую в промышленности, на 30%.

Если  обратиться к статистическим данным, то это мы сможем оценить основные экономические показатели деятельности малых предприятий, взятые и Росстата [7, с.629] и представленные в Таблице3.

 

 

 

 

Таблица 3

Основные  экономические показатели деятельности средних, малых и микро-предприятий

 

 

Средние  
предприятия

Малые 
 предприятия

Микро- 
предприятия

Число предприятий (на конец года)

15547

1602491

1374661

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

1976,3

10247,5

4526,9

Средняя численность внешних  
совместителей, тыс. человек

35,7

669,0

394,0

Средняя численность работников,  
выполнявших работы по договорам  
гражданско-правового характера,  
тыс. человек

51,1

276,4

85,0

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

15301

12780,2

12063,9

Оборот предприятий, млрд. руб.

3030,5

16873,1

8067,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

222,8

346,1

93,3

Основные средства 3), млн. руб.

596990

1329215

581947

Оборотные активы 3), млн. руб.

1913974

10626134

6979024

Капитал и резервы 3), млн. руб.

713705

5539531

4450186

Информация о работе Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития