Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект изучения – менеджмент в малом бизнесе.
Актуальность данной темы очевидна, поскольку сегодня перед каждым предпринимателем, независимо от форм его собственности, стоят принципиально новые задачи, необходимо четко представлять возможности и особенности функционирования предприятий, знать, как более успешно управлять ими. Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на предприятии. В условиях рынка современному руководителю следует по-новому строить отношения с подчиненными, партнерами, конкурентами, внешним окружением. Именно этому учит современный менеджмент.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

2. Незнание техник  стратегического менеджмента. Управление малым бизнесом зачастую подводит менеджеров к тому, что они не доверяют или вовсе умаляют значение стратегического планирования, которое (за неимением краткосрочной прибыли) противоречит установкам и принципам управления малым предприятием.

3. Недостаток навыков.  Многие владельцы малого бизнеса  воспринимают стратегический менеджмент  как сложную и требующую затрат  процедуру, при этом не видят  применения результатам в текущей  деятельности организации. 

4. Недостаток доверия и прямоты. Специфика малого бизнеса заставляет владельцев ценить информацию, особенно касающуюся финансов, и привлекать к руководству родственников или близких друзей, а не внешних экспертов.

Стратегию можно определить как действия, которые предпринимает организация, чтобы решить свои задачи. Организационная стратегия многогранна, она может рассматриваться с разных позиций, в зависимости от того, какой аспект деятельности интересует. Надо различать содержание стратегии (то, чем занимается бизнес) и методы стратегии (пути, которыми идет бизнес).

Особенности формирования и развития стратегии малого бизнеса  проще понять, если провести сравнение  с менеджментом, владением и конкурентной средой крупной организации.

1. В крупной организации: 

• глава и исполнительный директор назначены в соответствии с их достижениями и позицией акционеров; политические навыки и способность мыслить глобально – основные атрибуты;

• существует необходимость  балансировать разнообразные, а  иногда и противоречащие требования акционеров, отражающие политические, социальные и экономические суждения;

• стратегический выбор  и действия основываются на мотивах  и амбициях менеджеров и могут  не соответствовать выбору акционеров.

2. В малом бизнесе: 

• менеджер-владелец или  предприниматель единолично осуществляет выбор стратегии; как правило, разница между владением и управлением невелика;

• стратегию диктуют  личные, семейные и жизненные требования, которые могут не соответствовать  общепринятым экономическим критериям; компетенции и независимость управленцев могут негативно отразиться на развитии;

• восприятие и представление  о деловом успехе зависят от отношения  предпринимателя к бизнесу и  могут со временем меняться.

Несмотря на колоссальные различия управления в организациях, хорошо определенная и согласованная стратегия может помочь малому бизнесу стать успешным, какими бы ни были цели и амбиции. Выгоды очевидны:

• стратегия позволяет  предпринимателю оценивать и  четко формулировать свою позицию;

• стратегия – основа формулирования целей;

• стратегия работает как проводник в процессе принятия решений;

• стратегия связывает  организацию с той средой, в  которой она работает;

• стратегия – язык общения с акционерами.

 

    1. Участие персонала в управлении.

         При участии в органах управления предприятием рабочие и служащие допускаются к обсуждению и решению основных вопросов производства на уровне предприятия с правом решающего голоса. Однако закон предусматривает их участие таким образом, чтобы исключить возможность определяющего воздействия на принимаемые решения. Управление предприятием остается прерогативой специальных администраторов.

Положительные факторы  системы участия персонала в  управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации, и сокращается число забастовок. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувства ответственности за качество выполняемых работ. У них появляется желание совершенствовать свою квалификацию, как в профессиональной, так и в управленческой области. И, наконец, участие в управлении придает работнику уверенность в себе, как соучастнике общего дела. Уверенность в том, что его всегда выслушают, стимулирует его от участия в управлении к участию в инновационном процессе.

Однако нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. И поэтому, говоря об участии персонала  в управлении предприятием, необходимо помнить и о возможных негативных последствиях такой практики. Во-первых, персонал, участвующий в управлении, должен обладать достаточной квалификацией в решении производственных, инновационных, финансовых или бытовых проблем. Во-вторых, участие персонала в управлении может привести к возникновению определенных группировок, между которыми будут развиваться разногласия и конфликты. Конечно, такое положение дел негативно скажется на общем климате производства. В-третьих, расширение масштабов участия персонала в управлении может понизить активность непосредственных управляющих, что вызовет сбои во всей организационной структуре управления. Возможно и падение авторитета профессиональных менеджеров. В связи с этим в их работе пропадает инициативность, и управляющие стремятся уйти от ответственности. Последнее особенно заметно в тех случаях, когда необходимо оперативно принимать решения.

Таким образом, в процессе управления необходимо найти ту, при которой позитивные факторы, о которых речь шла выше, будут преобладать над негативными. Зная возможные негативные последствия применения системы участия персонала в управлении, нужно их предупредить.

Исходя из анализа положительных и отрицательных сторон использования системы участия персонала в управлении, сформулируем некоторые важные выводы:

Не следует игнорировать инициативных работников, желающих принять участие в управлении предприятием. Искоренить, раз и навсегда, расхожее мнение: "инициатива наказуема". Необходимо выделять инициативных работников из остального персонала и стимулировать развитие их управленческих потенции, как материально, так и морально. Чем больше будет таких работников, тем выше будет эффективность производства.

Каждый участвующий в управлении работник должен обладать необходимым квалификационным уровнем.

Квалификация работников - важнейший актив фирмы и один из главных факторов достижения целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неоспоримым можно считать  утверждение о том, что состояние, характеризующее малый бизнес в  стране, напрямую связан с темпами, которые присущи развитию экономики. В большинстве стран мира, занимающих ведущие позиции по факту роста ВВП, именно малый бизнес приносит максимальный доход стране. Это говорит о том, что Россия остро нуждается в развитии сферы малого предпринимательства. Этот факт признан и Правительством нашей страны, что может означать, что процессы содействия уже запущены.

Малый бизнес в России характеризуется двойственностью  своего положения. С одной стороны, малому бизнесу предоставлено множество  льгот, субсидий, помощи. С другой стороны, при появлении даже минимальных кризисных явлений, именно малый бизнес оказывается первой мишенью.

Главной проблемой, которая  становится практически непреодолимой  для бизнесменов малого предпринимательства, является наличие раздутого аппарата бюрократов, каждый из которых ждет «субсидий в свой карман». Именно для решения этой проблемы государство создает упрощенные варианты регистрации, налогообложения, существования предприятий малого бизнеса. Однако таких незначительных шагов еще недостаточно. Как считает большинство специалистов и практиков современного малого предпринимательства, главным фактором, который сможет сделать малый бизнес в России успешным, должна стать разработка эффективного, четкого, прозрачного законодательства.

Кроме того, немаловажным условием развития является сфера деятельности объекта предпринимательства. Сегодня для малого бизнеса она жестко ограничена сферой услуг, торговли и общепита. Главным направлением, которое сможет подтолкнуть предпринимательство на несколько ступней вверх по лестнице экономического продвижения, должно стать создание инновационных, информационных, технических предприятий, способных качественно и адекватно удовлетворить потребности не только населения, но и более крупных предприятий.

Основные элементы механизма  поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.93 № 446.

Следует особо подчеркнуть  значение для развития малого бизнеса Указа Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22.12.93 № 2270 и постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994—1995 гг.» от 29.04.94 № 409.

Анализируя, давая оценку современному состоянию малого бизнеса, проецируя эти выводы на будущие  периоды, можно с уверенностью говорить о том, что поддержка государства, льготные условия, качественное улучшение  существования объектов малого предпринимательства будут продолжать благоприятно воздействовать на сектор малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ
  2. Менеджмент малого бизнеса: Учебник/ Под ред. проф. М. М. Максимцова и проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2007.
  3. Экономика и организация малого предпринимательства Савичев О.П., Зискель Н.А., Трифонов С.В., Цапук А.И. Издательство: СПбГУЭФ 2010.
  4. Менеджмент: Учебное пособие. Макаров В.М., Попова Г.В. – СПб. 2011.
  5. Менеджмент в малом бизнесе . Л. А. Сорокина Издательство: Юнити-Дана. 2008
  6. Менеджмент. Переверзев М.Р., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Издательство: Инфра-М. 2008.
  7. Маркетинг-менеджмент. Котлер Ф. – СПб Питер Ком. 1999.
  8. Современный менеджмент. Теория и практика. Под ред. Комарова А. Г. И Муфтиева Г. Г. Питер, 2008 г.
  9. Менеджмент. Друкер П. Макьярелло В. Джозеф А. пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс». 2010.
  10. http://mirknig.com
  11. http://www.bookarchive.ru
  12. http://www.bizguru.ru

1 Менеджмент: Учебное пособие. Макаров В.М., Попова Г.В. – СПб. 2011 c. 8

2 Из материалов сводно-аналитического управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

3 Менеджмент. Друкер П. Макьярелло В. Джозеф А. пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс». 2010.

4 Современный менеджмент. Теория и практика. Под ред. Комарова А. Г. И Муфтиева Г. Г. Питер, 2008 г., с. 104

5 Современный менеджмент. Теория и практика. Под ред. Комарова А. Г. И Муфтиева Г. Г. Питер, 2008 г., с. 105

 


Информация о работе Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии