Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:12, доклад
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.
Глава 1. Теоретические основы управления и манипулирования
1.1 Различие между манипулированием и управлением
1.2 Виды манипулирования
1.3 Виды психологического воздействия как способ влияния
Глава 2. Методы манипулирования в бизнесе
2.1 Манипулирование в менеджменте. Манипулирование персоналом
2.2 Манипулирование руководителем
2.3 Как противостоять манипуляции?
умение задавать вопросы, рассчитанные на точность и блокирующие действия манипулятора
контроль эмоций
прояснение целей манипулятора и уточнение его действий.
2.2 Манипулирование руководителем
Не только руководители управляют подчиненными, но и подчиненные - руководителями. Цели у них почти совпадают (они описаны в главе 1.1). Однако есть две существенные особенности:
1. Скрытое управление
- это единственный способ для
подчиненных управлять
2. Управляя своим
начальником, подчиненный
Скрытое управление начальником осуществляется по следующим направлениям:
• нейтрализация
его недостатков как
• достижение
личных выгод инициатора
• получение личной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю.
Последний
случай будем называть
Всякий безынициативный подчиненный, приходящий в кабинет начальника без предложений, ждущий указаний, представляет для руководителя постоянную угрозу. Подсказывая решение, советуя, руководитель принимает ответственность на себя и снимает ее с подчиненного. Нагрузка на первого увеличивается, на второго - уменьшается.
Подчиненный может вести себя так либо вынужденно, либо по своей инициативе. Принуждает его к этому обычно автократический стиль поведения начальника, при котором творческий потенциал работника оказывается невостребованным, отдача от него намного меньше возможной, в то время как начальник перегружен множеством мелких вопросов, что также не на пользу делу. Подчиненный, действующий подобным образом по собственной воле, является манипулятором. Если скрытое управление осуществляется им преднамеренно, то как итог - снятие с себя ответственности, уменьшение рабочей нагрузки. Если неосознанно - то выигрыш психологический. Ведь если человек от природы нерешителен, излишне осторожен, тревожен, то для него более комфортна позиция подчинения.
Рассмотрим варианты манипулирования подчиненным своим начальником.
Манипуляция «Обезьяна на шее»
Подчиненный
обращается к начальнику: «Вы
поручили мне достать автокран.
Он есть (там-то), но не с моим
авторитетом к ним обращаться.
Вот если б Вы пару слов
сказали... Я могу набрать номер
телефона их начальника».
Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос», - говорит начальник.
На следующий
день подчиненный заглядывает
в кабинет руководителя с
На управленческом
жаргоне поручение, висящее на
исполнителе, называется «
Манипуляция «Хочу с вами посоветоваться»
Некоторые работники любят заходить к руководству «посоветоваться». Это, безусловно, манипуляция с целью переложить на руководителя ответственность за принятие решения и даже за его исполнение, поскольку если дело провалится, то останется возможность списать на качество совета: «Я все сделал, как вы сказали». (Хотя, как мы знаем, плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею.)
Манипуляция «Меня рвут на части»
Работник охотно
берет на себя много поручений, но
когда от него пытаются получить какой-то
конкретный результат - ссылается на
перегруженность, перечисляя все, что
на него «навалено». Любопытно, что
некоторые поступают так
Манипуляция «Сирота казанская»
Манипулятор
держится подальше от
Манипуляция «Дитя на работе»
Эту манипуляцию
разыгрывают некоторые
Манипуляция
«Получить подпись
Подчиненному надо подписать бумагу у руководителя. Однако если руководитель вчитается в документ, он, вероятнее всего, его не подпишет. Чтобы все-таки получить подпись, иногда действуют так.
Подчиненный
заходит в кабинет с
- Вот, подпишите, пожалуйста.
- Что это?
- Да так, пустяковая
бумага, все согласны, только не
хватает Вашей подписи.
Нередко эта хитрость срабатывает.
Цель манипуляции - переложить ответственность на руководителя. Случись что - отвечать тому, чья подпись на документе.
Манипуляция «Через голову начальника»
Вышестоящий руководитель нередко дает поручение работнику, минуя его непосредственного начальника. Поэтому подчиненный отказывается выполнять некоторые поручения последнего, ссылаясь на срочное задание вышестоящего. Начальник чувствует себя уязвленным. Во-первых, получать отказ от подчиненного всегда неприятно. Во-вторых, если это задание поручить больше некому, приходится выполнять работу за подчиненного. Не меньше начальника беспокоит и то, что он не всегда уверен, действительно ли подчиненный занят работой, порученной вышестоящим руководителем, или просто прикрывается этим, потому что несколько раз он не заставал подчиненного на работе, тот же оставлял записку, что его отпустил вышестоящий.
В этой ситуации
очевиден непрофессионализм
Манипуляция «А вы слышали?»
Начало рабочего
дня. Вбегает сильно
Цель манипуляции
очевидна - отвлечь внимание от
факта опоздания и возможного
порицания за него. Для обеспечения
податливости начальника к
Помимо того
что разговор отвлекает
Манипуляция «Мелкие услуги»
Нередко подчиненные оказывают начальству мелкие услуги: достают дефицитную запчасть; привозят из командировки, из отпуска небольшой презент; в день его рождения или другой праздник поздравляют его прочувствованнее чем другие или делают лучший подарок; занимают для него очередь и т.д. Все это подается как искреннее проявление уважения. И поскольку эти действия систематически повторяются, то создают у руководителя ощущение долга перед отправителем этих действий, особенно если тот действует тонко, ненавязчиво. И долг этот обычно возвращается - повышением по службе, увеличением оклада, премиями, престижными командировками и т.п.
Манипуляция «Барин нас рассудит»
Ведущий инженер
требует от младшего по
В следующем
обновлении мы рассмотрим
2.3 Как противостоять манипуляции?
Для начала – список популярных, но малоприменимых на практике призывов:
Надо обладать развитой рефлексией – «понимать самого СЕБЯ, свои потребности, состояния, свои цели и цели окружающих»…
Стараться быть более внимательным; повысить личную стрессоустойчивость;
Быть профессионалом! «Настоящий Мастер не попадает в сложные ситуации...»
Ответная манипуляция.
«Переманипулировать
Постоянно анализировать и сравнивать данную ситуацию с другими известными нам примерами подобных ситуаций…;
Посетить «Тренинг по защите от манипуляций, по обретению и совершенствованию навыков ассертивного поведения и управления конфликтами».
А теперь конкретные способы защиты:
Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. Но как правило это не всегда возможно.
Непонимание - делать вид что вообще не понимаете о чём идёт речь и что от вас требуют
Наоборот, открыто
спросить: «Говорите прямо, чего
Вы хотите?» или просто
Способ прерывания манипуляции - “Констатация факта”. Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения - начинаем переводить с языка “интерпретаций” на язык фактов.
Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.
Информация о работе Манипуляция и управление: сходства и различия