Менеджер и его личные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:51, доклад

Краткое описание

Менеджер (англ. Manager, от manage — управлять) — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
руководителю по отношению к подчиненным;

Вложенные файлы: 1 файл

Уфимский институт.docx

— 29.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Менеджер

 

Менеджер (англ. Manager, от manage — управлять) — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

 

Термин «менеджер» имеет  довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
  • руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
  • специалисту по управлению производством;
  • предпринимателю-организатору в определенной сфере;
  • члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные качества

 

К личным качествам в первую очередь относят честность и  порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению  к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные  уважения, уметь разбираться в  их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять  давлению как “сверху”, так и  “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих  взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством  личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из его  важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно  переносить удары судьбы, успешно  справляться со стрессами. Для поддержания  хорошего физического здоровья нужны  постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов  деятельности – ведь отдых не в  безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического  здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее  формировать у себя положительные  эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее  активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать  новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной  зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться  с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном  пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни  и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и  обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и  высоко образованной, но еще и творческой личностью.

Творчество немыслимо  без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто  они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся  взглядам на мир, ставя при этом все  под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для  менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые  знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств  менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они  отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение технологией  управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий  до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам  нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским  качеством, которое должно быть присуще  менеджеру, является деловитость. Она  заключается в умении четко и  своевременно ставить задачи, принимать  обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и  распорядительным в действиях и  поступках.

Важным организаторским  качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей  уверенностью, стремлением действовать  путем логического внушения, личного  примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща  дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и  настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера  должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося  себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для  главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе  и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний  мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к  себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Ф.Тейлор среди качеств менеджера выделял, прежде всего, образованность, ум, тактичность, технические знания, энергичность, силу, решительность.

Другой классик  А. Файоль считал, что к качествам менеджера стоит отнести возможность предвидения, компетентность, организаторские способности, развитый интеллект, здоровье и высокий уровень культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции менеджера

 

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

  1. устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
  2. обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  3. осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
  4. выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
  5. разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
  6. несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
  7. обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
  8. выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);
  9. создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
  10. выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
  11. генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
  12. анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
  13. представляют организацию в различных мероприятиях. Функции менеджера как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.

 

Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и внеорганизации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).

Причем какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования

 

Основные требования к личности: компетентность (по Файолю: экономические, технические (отраслевые), управленческие знания), владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения, культура и способность и желание к самооценке.

  • Дипломат и образец поведения, символ организации, по которому судят об организации. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.
  • Менеджер-лидер, организатор деятельности и носитель ответственности. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.
  • Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития).
  • Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
  • Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.

Информация о работе Менеджер и его личные качества