Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 10:22, курсовая работа
Актуальность данной работы выражена в том, что основной особенностью менеджмента в малом бизнесе является неформальное исполнение власти. Основным видом взаимоотношений между руководителем и подчиненными являются взаимоотношения открытого характера. Особую важность для развития малого предприятия представляет правильное исполнение руководителем своих функций. Т.е необходимо стилистически правильное управление малым бизнесом.
Основной целью курсового исследования является выявление особенностей управления в малом бизнесе, а также изучение политики управления персоналом на предприятиях малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса………………………………..5
1.1. Сущность и основные особенности функционирования предприятий малого бизнеса…………………………………………………………….………5
1.2. Исторические аспекты развития малого предпринимательства…….…….9
Глава 2. Специфика управления в малом бизнесе…………………………….13
2.1. Характерные черты управления на предприятиях малого бизнеса……...13
2.2. Особенности управления персоналом на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32
7. Эффективное использование долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов достигается посредством финансового планирования, которое является существенным элементом финансового менеджмента.
Инвестиции
в крупных компаниях
Финансовый план крупной компании представляет собой объемный документ. Финансовый план в малом бизнесе будет состоять из тех же разделов, но содержать намного меньше деталей и вспомогательных документов.
Важнейшей составляющей
финансового менеджмента
Большинство руководителей малых предприятий, признавая, что финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового положения фирмы, ограничиваясь показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства/продукции.
Оценка финансового
положения малой фирмы, учитывая
небольшой объем бухгалтерской
отчетности, установленный для малых
предприятий, будет включать ограниченный
набор показателей и
Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.
После того, как мы изучили основные специфические черты управления на малых предприятиях, мы считаем очень важным, рассмотреть особенности управления персоналом как одного из аспектов управления на предприятиях малого бизнеса.
2.2 Особенности управления персоналом на предприятиях малого бизнеса
«Качество менеджмента в условиях рыночной экономики является одним из важнейших факторов развития малого бизнеса. Следует отметить, что в современных условиях не только крупнейшие интегрированные бизнес-группы общенационального масштаба испытывают кризис менеджмента, но и практически все хозяйствующие субъекты. Малые предприятия здесь не исключение. Принято считать, что малый бизнес не требует слишком изощренных управленческих технологий. В действительности в малом бизнесе управленческие проблемы играют не меньшую роль, чем в корпоративном секторе, часто и большее, так как здесь гораздо острее конкуренция и гораздо меньший запас устойчивости».
Развитие предпринимательства со всей остротой выявило проблему руководителя малого предпринимательства. Какими личными и профессиональными качествами он обладает? Имеет ли он организаторские способности? По силам ли ему создать творческую среду? Эти вопросы имеют для малых фирм предпринимательства весьма важное значение. От них зависит во многом будущность этого предприятия.
Руководитель малого предприятия имеет дело с исполнителями. Это требует от него выполнения разнообразных функций. В качестве основных функций руководителя выступают выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль, анализ, прогнозирование, планирование, мотивация и стимулирование, и многое другое.
«Основными функциями руководителя
коллектива являются административно-
Средствами решения этих задач на российских предприятиях являются методы преимущественно материального и морального стимулирования. Они направлены на создание у работника заинтересованности в выполнении поставленного задания. Добиваться единства морально и материального стимулирования – значит обеспечивать единство материального и морального поощрения, заботится о моральной обоснованности всех видов поощрений, подкреплять материальные вознаграждения моральными и наоборот.
Действия руководителя имеют не только поизводственно-экономические, но и социально-психологические последствия. Наибольших успехов достигают те руководители, которые сочетают хозяйственные и воспитательные функции. Опираются на коллектив, привлекают его членов к решению общих дел.
Деловое творческое настроение в коллективе способен создать только руководитель, наделенный чувством ответственности за порученное дело, готовность к ответственности – отличительная черта настоящего руководителя.
Важную роль играет способность и талант руководителя как координатора. Координирующая функция руководителя состоит в том, чтобы обеспечить единые, целенаправленные действия всех членов коллектива.
Функции управления
коллективом реализуются с
«В недавнем прошлом при характеристике
методов управления все внимание сосредотачивалось
лишь на экономических и административных
методах. Однако за последнее время сформировалось
представление о наличии трех основных
групп методов управления: экономических,
организационно-
Экономические методы представляют собой комплекс экономических рычагов, создающих условия, при которых выгодно работать хорошо.
Административные
(организационно-
Социально-психологические методы заключаются в создании таких отношений в коллективе, при которых выбор желательного руководителю поведения осуществляется добровольным подчинением, в соответствии с ценностями и нормами коллектива. Важнейшим элементом социально-психологического метода является убеждение. Все три способа воздействия – принуждение, убеждение и просьба – имеют равное право на существование в деятельности руководителя коллектива, и трудно сказать, какой из них является наиболее эффективным.
Учитывая конкретные условия, форму деятельности коллектива, индивидуальность работника руководитель должен выбирать наиболее эффективные методы воздействия. Различные методы управления тесно взаимосвязаны. Методы руководства нельзя противопоставлять друг другу».
Функции, методы
и стиль руководства в
Стиль руководства – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций руководства. В стиле руководства проявляется и характер применения методов, и индивидуальность руководителя, его личные качества.
Можно выделить три стиля руководства: директивный, товарищеский и попустительский.
В практике российских
малых предприятий часто
Постепенно в российском малом бизнесе начинает приобретать вес демократический стиль, особенно на малых предприятиях, где руководство состоит из молодых и прогрессивных управляющих. Руководитель, придерживающийся демократического стиля, информирует членов коллектива о планах, советуется с ними и считается с их мнением, принимая решения. Такой руководитель избегает навязывания своего мнения подчиненным, обсуждает с ними возможные варианты, предоставляет самостоятельность в том, что касается сферы действия каждого, использует их инициативу.
Тон общения руководителя с подчиненными дружеский, располагающий к сотрудничеству.
Этот руководитель находится в товарищеских отношениях с подчиненными, хотя и соблюдает необходимую дистанцию. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. Он применяет главным образом экономические и социально-психологические методы руководства, но в должный момент использует и приказ. К санкциям прибегает лишь тогда, когда исчерпаны все другие методы.
Руководитель попустительского (пассивного) стиля – среди людей на руководящих должностях встречается редко, а, если и встречается, то в тех случаях, когда управление малой фирмой передается кому-то на родственных началах или «по дружбе». Руководитель такого стиля характеризуется нерешительностью, колебаниями при принятии решений. Задачи ставятся им в самой общей форме. Пассивно относится к ходу работы. Он как будто выполняет неинтересную работу, делая кому-то одолжение. Иногда стремится передать решение вопросов своей компетенции подчиненным, самоустраняется от решений. Контроль выполнения слабый.
Выбор стиля руководства во многом зависит от вида деятельности предприятия, квалификации подчиненных, сплоченности коллектива.
По мнению автора работы, на малых предприятиях России в настоящий момент в практике среднего руководителя, с незначительным перевесом, по отношению к другим стилям вместе взятым, преобладает директивный стиль. Предпочтение следует отдавать демократическому стилю. Директивный и попустительский стиль не имеют перспективы. Руководители директивного стиля часто конфликтуют с подчиненными, ухудшают морально-психологический климат коллектива и часто терпят неудачи. Наиболее успешные предприниматели чаще всего прибегают к воздействию, в котором сочетается поощрение инициативы с контролем. Директивный стиль часто как раз характерен для руководителей, не уверенных в своем моральном или деловом авторитете.
Теперь рассмотрим
общие специфические
- Комплексный характер деятельности работников и гибкая организация труда. Нет четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом, что способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий (например, в оплате труда). Работникам предприятия малого бизнеса приходится выполнять функции, не свойственные их должностям, так как здесь необходимы универсальные работники, а не профессионалы узкого профиля.
- Отсутствие многоуровневой организационной структуры. В этих условиях персонал приходит к пониманию карьеры как расширению и усложнению функциональных обязанностей, росту профессионализма, увеличению заработной платы, а не повышению в должности.
- Относительно более высокая информированность работников. Руководителю предприятия сложно скрыть от своего персонала сведения о методах работы и отношениях с клиентами и государственными структурами. Такая информированность ставит работодателя в некоторую зависимость от работника и тем самым вынуждает вести поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.