Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:55, реферат
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
Введение.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
В последнюю треть XX в. в России, как и в целом ряде государств мира, осуществились широкомасштабные образовательные реформы. Первый этап реформирования образования не привел к каким-либо существенным результатам. Идеологический догматизм и мелочная административная регламентация сдерживали развитие всех типов школы, препятствовали творчеству, новаторству, инициативе. Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.
Образование в XXI в. характеризуется такими признаками, как:
- демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;
- диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений;
- интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;
- превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;
- трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;
- коммуникации
педагога и учащегося, ставших соучастниками
единого образовательного процесса.
«Финансовый кризис – не повод для сворачивания эффективных программ в образовании, рассчитанных на подъем отечественной науки»
Дмитрий Медведев, Президент
РФ
1.
Общие положения Закона
РФ об образовании (Ст. 1,2,4).
1.1.
Статья 1. Государственная
политика в области
образования.
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Организационной
основой государственной
Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются, (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ).
1.2.
Статья 2. Принципы государственной
политики в области
образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1). Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2). Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3). Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4). Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5). Свобода и плюрализм в образовании;
6). Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
1.3. Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования.
Задачами
законодательства Российской Федерации
в области образования
1) Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2). Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на 'образование;
3). Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4). Определение
прав, обязанностей, полномочий и ответственности
физических и юридических лиц в области
образования, а также правовое регулирование
их отношений в данной области.
2.
Концепции развития
образования.
2.1.
Федеральная целевая
программа развития
образования на 2006–2010
годы
Статус
программы: федеральная целевая программа.
Цели
и задачи субъекта
бюджетного планирования,
решение которых
будет обеспечено
реализацией бюджетной
целевой программы:
цель 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе:
тактическая задача 1.1. Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам;
тактическая задача 1.2. Повышение статуса педагогических кадров
тактическая задача 1.3. Создание общенациональной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений;
тактическая
задача 1.4. Совершенствование финансово-экономических
механизмов в сфере образования.
цель 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования:
тактическая
задача 2.1. Приведение профессионально-
тактическая задача 2.2. Разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по уровням образования и обеспечивающих сочетание фундаментальных знаний и развитие способностей к результативной деятельности;
тактическая задача 2.3. Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации;
тактическая
задача 2.4. Интеграция в мировое образовательное
пространство, повышение конкурентоспособности
российского образования на международном
рынке образовательных услуг.
Срок реализации программы: 2006–2010 годы.
Этапы реализации программы:
I этап – 2006–2007 годы;
II этап – 2008–2009 годы;
III
этап – 2010 год.
Цель
программы:
обеспечение условий для удовлетворения
потребностей граждан, общества и рынка
труда в качественном образовании путем
создания новых институциональных механизмов
регулирования в сфере образования, обновления
структуры и содержания образования, развития
фундаментальности и практической направленности
образовательных программ, формирования
системы непрерывного образования
Основные мероприятия программы:
1. Мероприятия, направленные на совершенствование содержания и технологий образования;
2. Мероприятия, направленные на развитие системы обеспечения качества образования;
3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления в системе образования;
4. Мероприятия, направленные на совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Основные
показатели реализации
программы.
|
2.2.
О логике и содержании
программы развития
приоритетного национального
проекта в сфере образования
на период 2009-2012 годов.
В сфере образования на период 2009 – 2012 годов шла речь на заседании президиума Совета при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике, которое состоялось в конце сентября 2008 года.
Подготовка программы опиралась на результаты первого этапа нацпроекта и разработанную по поручению Совета (по нацпроектам) современную модель образования. Работа велась согласованно с формированием концепции долгосрочного социально-экономического развития.
Облик современной модели позволил выделить четыре ключевых общесистемных задачи:
1) Сделать образование эффективным инструментом социального развития;
2) Формировать уже в базовом образовании, в рамках стандартов востребованных компетентностей (умений анализировать, принимать решения, работать в команде, осуществлять собственные проекты);
3) Гибко обновлять квалификации кадров под меняющиеся запросы экономики;
4) Создавать механизмы обратной связи образования и общества.
Цель программы – обеспечить условия и эффективные механизмы для их решения, начать внедрение современной модели образования. При формировании системы программных действий результаты нацпроекта использованы следующим образом:
Во-первых, содержательную основу действий составляют выявленные в нацпроекте успешные действующие образцы новой образовательной практики. Например, создание национальных исследовательских университетов, прикладного бакалавриата, отдельных школ для старшеклассников с широкими возможностями выбора профиля обучения, а также для подростков и для младших школьников, распространение исследовательских школ и именных стипендий для талантливой молодежи, поддержка семейного воспитания на базе детских садов с использованием возможностей клубной работы и другое.
Во-вторых, действия осуществляются с помощью методов и принципов, отработанных и доказавших свою эффективность в рамках нацпроекта. Это конкурсная поддержка лидеров, участие гражданских институтов, новые организационно-финансовые механизмы, логика «Деньги в обмен на обязательства» и «Деньги в обмен на эффективность».
Программа также решает задачу координации государственных мер по развитию образования. Она выступает общей содержательной платформой для федеральных и региональных проектов и целевых программ в области образования (включая мероприятия нацпроекта и федеральной целевой программы развития образования). На 2009 год запланировано выполнение мероприятий нацпроекта в соответствии с утвержденными параметрами, их систематизация по основным направлениям программы и поддержка в рамках мероприятий действующей ФЦПРО и новой программы «Научные и научно-педагогические кадры?» в соответствии с имеющимися лимитами. В 2010 году продолжится интеграция проектных и целевых программных мер, будет подготовлена ФЦПРО на 2011 – 2015 годы, которая обеспечит следующий этап интеграции, системной реализации проектных и целевых программных механизмов.