Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:10, контрольная работа
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.1
Введение 2
Менеджмент как тип рыночного управления 4
Классификация общих функций управления, их содержание 16
Задача 19
Тест 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Оглавление
Введение 2
Менеджмент как тип рыночного управления 4
Классификация общих функций управления, их содержание 16
Задача 19
Тест 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.1
Основная цель менеджмента - достижение
высокой эффективности
Актуальность темы контрольной
работы состоит в том, эффективность
управления определяется степенью взаимодействия
сознательной управленческой деятельности
с законами рыночной экономики. Рыночные
отношения меняют взгляды на природу,
роль, сущность и значение труда
руководителя. На первое место выдвигается
самостоятельность, инициатива, предприимчивость,
творческое мышление, готовность к
разумному риску. Управление совместной
деятельностью людей и
Цель написания контрольной работы: детальное изучение вопроса менеджмент как тип рыночного управления и классификация общих функций управления ,их содержание, также решить задачу по данной теме.
Задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- определение «менеджмент»;
Сходство понятий «управление»
и «менеджмент» технологически проявляется
в использовании аналогичных
инструментов, в частности методов,
принципов, функций, организованных структур
и т. д. Однако их содержание и степень
использования в
Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубежными партнерами, поскольку "менеджмент" — слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия "управление" в современных условиях, имея в виду его "рыночное" смысловое содержание.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"
Признаки |
Управление (в плановой экономике) |
Менеджмент (в рыночной экономике) |
1 . Объем понятия |
Управление процессами в обществе, в технике, в природе |
Менеджмент — управление фирмами (предприятиями организациями) |
2. Регулятор производства |
План |
Рынок |
3. Функции органов управления вышестоящих организаций |
Контрольно-распределительные |
Регулирующие и консультативные |
4. Использование методов |
Преимущественно административные |
Экономические, социально-психологические, административные |
5. Собственность |
Государственная |
Многообразие форм собственности |
6. Критерий оценки |
Социальный эффект |
Экономическая целесообразность |
7. Интерес предприятия |
Выполнение плана |
Получение прибыли |
8. Элементы механизма функционирования предприятия |
Соревнования и гласность |
Конкуренция и коммерческая тайна |
9. Тип руководителей |
Авторитарный |
Демократический |
10. Принцип управления |
Централизация |
Децентрализация |
11 . Человеческий фактор |
Инициатива "наказуема" |
Активизация человеческого фактора |
Менеджмент — это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном — это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Менеджмент — представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент — характеризуют и как работу с людьми.
При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.4
Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной управленческой литературе представлены на рис.1.1
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.
Менеджмент - это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
Рис.1.1 Подходы к определению понятия “менеджмент”.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Менеджмент может также
рассматриваться как
Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
• ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к
повышению эффективности
• хозяйственная
• постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка;
• конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Менеджмент - это самостоятельный
вид профессионально
Менеджмент объединяет под
своим началом труд многих специалистов:
экономистов, статистиков, инженеров,
психологов, юристов, бухгалтеров и
др. В качестве объекта менеджмента
выступает хозяйственная
Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
Особенности содержания хозяйственной
деятельности предприятия определяются
сферой его деятельности. Но общим
для всех сфер является обеспечение
процесса производства необходимыми ресурсами
и поддержание его
Менеджмент, хотя и играет
вполне определенную роль в организации,
тем не менее, как бы пронизывает
всю организацию, касаясь и затрагивая
практически все сферы ее деятельности.
Однако при всем многообразии взаимодействия
менеджмента и организации
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.(см. Приложение 1)
Конечной целью менеджмента
является обеспечение прибыльности,
или доходности в деятельности предприятия
путем рациональной организации
производственного процесса, включая
управление производством и развитие
технико-технологической базы, а
также эффективное
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.