Меры, применяемые к предприятиям-банкротам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, предусмотрена система мер, применяемых к должнику, с целью восстановления платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам — это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Меры, применяемые к предприятиям-банкротам.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)


17

 

                                                             1. Введение

         Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, предусмотрена система мер, применяемых к должнику, с целью восстановления платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам — это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

           Такой системой мер служат процедуры банкротства, направленные на соразмерное удовлетворение кредиторов и улучшение финансового положения организации. Выбор процедуры в отношении предприятия-должника проводится арбитражным судом. Федеральный закон предусматривает различные меры, применяемые к банкроту. Процедуры, применяемые к должнику, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность фактических и юридических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.   Законом предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.   К внесудебным процедурам можно отнести досудебную санацию и добровольное объявление предприятия-должника о своем банкротстве.

        Использование процедур направлено на улучшение экономичес­кого положения организации-должника, является последними попытками со стороны арбитражного суда помочь организации лик­видировать неудовлетворительную структуру ее баланса, устранить неплатежеспособность организации, повысить ее финансовую ус­тойчивость в краткосрочном и долгосрочном временном периоде.

          Рассмотрим каждую процедуру банкротства в отдельности.

 

 

 

 

 

                                                            2. Санация

          В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Она представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью других юридических и физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом.

        Санация предприятия проводится в следующих случаях: - до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи; - если предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (как правило, государственного предприятия);  - если решение о санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям  от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

         В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

         В первом случае санация носит упреждающий характер, согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

        В зависимости от масштабов кризиса и принятой концепции санации можно пойти по следующим направлениям ее осуществления. 1. Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, если кризисное состояние не носит катастрофический характер. 2. Санация предприятия, направленная на его реорганизацию (слияние; поглощение; выделение; разделение; преобразование в открытое акционерное общество; передача в аренду; приватизация).

       Основными   санаторами могут быть собственники предприятия, предприятия-кредиторы, сторонние хозяйствующие субъекты, трудовой коллектив санируемого предприятия.  Документом, определяющим цели и процесс осуществления санации предприятия-должника, является бизнес-план, разрабатываемый обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы. Цель санации считается достигнутой, если предприятие вышло из финансового кризиса и нормализовало свою работу.

         Досудебная санация  (в соответствии со статьей 2 Федерального Закона о банкротстве) – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. В Российской Федерации иногда досудебная санация осуществляется государством за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или внебюджетных фондов. В этом случае проводится тщательный анализ экономического и финансового положения предприятия и предложений по его оздоровлению, на основе которого принимается либо не принимается решение о проведении санации. В случае положительного решения назначаются сенаторы - физические или юридические лица, ответственные за её проведение. Они несут полную имущественную ответственность по средствам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предприятия.  Состав участников санации определяется на основе конкурса, при котором преимущественным правом на её проведение обладают члены трудового коллектива, собственники имущества предприятия-должника и кредиторы. Если на протяжении определённого времени после объявления конкурса желающих проводить санацию не оказывается, процедура санации отменяется. Участники санации заключают соглашение о распределении ответственности перед кредиторами, порядке проведения санации, её предполагаемой продолжительности. В нём также обычно содержится обязательство удовлетворить все требования кредиторов в определённые сроки. За выполнение всех принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность. Данная процедура позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться.

 

                                                    3. Добровольная ликвидация

 

       Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

         Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами, под контролем кредиторов.

         Основанием для добровольной ликвидации может быть: - Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес); - Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности; - Окончание срока, на который была создана организация; -  Достижение целей, ради которых была создана организация; -  Состояние чистых активов в ООО и АО.

         Последовательность действий при добровольной ликвидации  такова:

        Собрание участников принимает решение о ликвидации юридического лица, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждает порядок и сроки ликвидации предприятия и уведомляет об этом орган, зарегистрировавший предприятие. Орган, зарегистрировавший юридическое лицо, выдает извещение о том, что оно находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидационная комиссия публикует в печати объявление о ликвидации юридического лица с указанием своего местонахождения и срока предъявления претензий от кредиторов, письменно уведомляет всех известных ей кредиторов о ликвидации, а также направляет в налоговый орган по месту учета сообщение об этом. Ликвидационная комиссия подает в Инспекцию ФНС РФ и во внебюджетные фонды заявления о снятии с учета и с просьбой провести проверку ликвидируемого юридического лица. Орган, зарегистрировавший юридическое лицо, выдает решение о согласовании промежуточного ликвидационного баланса. На основании вышеуказанного решения юридическое лицо закрывает свои счета в банках, а также уничтожает по акту свою печать. Ликвидационная комиссия обращается в орган, зарегистрировавший юридическое лицо, уведомляя его о завершении всех процедур по ликвидации и предоставляя следующие документы: акты из налоговой инспекции и внебюджетных фондов о проведенных проверках и отсутствии задолженности по налогам и страховым взносам; справки из банков о закрытии счетов; акт об уничтожении печати; акт приемки-передачи документов на хранение в архив; ликвидационный баланс. Регистрирующий орган рассматривает перечисленные документы, делает в Едином государственном реестре юридических лиц запись о ликвидации и выдает выписку из реестра об этом. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной.

                                                                     4. Наблюдение

        Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Определение арбитражного суда о введении наблюдения в орга­низации-должника производится на основе рассмотрения судом обо­снованности заявлений должника, либо кредитора, либо уполномо­ченных органов о признании организации-должника банкротом.

    По результатам рассмотрения обоснованности требований зая­вителя к должнику арбитражный суд выносит определение (если тре­бования к должнику признаны обоснованными), в котором указы­вается о введении наблюдений, об утверждении временного управ­ляющего, размера его вознаграждения и источника его выплаты.

  Наблюдение является процедурой, направленной в первую оче­редь на обеспечение сохранности имущества должника и проведе­ние тщательного анализа его финансового состояния с целью выяв­ления возможности восстановить платежеспособность предприятия. Наблюдение — обязательная стадия разбирательства дела о бан­кротстве. Данная процедура вводится с момента принятия арбит­ражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев.

   Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом ар­битражный управляющий, который не подменяет органы управле­ния предприятия-должника.

       Органы управления организации-должника не вправе принимать решения о: реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выде­лении, преобразовании) и ликвидации должника; создании юридических лиц или об участии в иных юридичес­ких лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников предприятия должника, при­обретении у акционеров ранее выпущенных акций. Решения об участии в ассоциациях и других объединениях мо­гут приниматься только с согласия временного управляющего.

        Временный управляющий обязан в первую очередь: принимать меры по обеспечению сохранности имущества; проводить анализ финансового состояния должника; определять признаки преднамеренного или фиктивного бан­кротства организации; устанавливать списки кредиторов и размеров их требований; побуждать должника принимать меры по восстановлению
платежеспособности организации; созывать первое собрание кредиторов; давать предложения о возможности или невозможности вос­становления платежеспособности должника.

     Не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения долж­но состояться первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим. На первом собрании кредиторов принимаются ре­шения о: введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством; введении внешнего управления и об обращении в арбитраж­ный суд с ходатайством; открытии конкурсного производства по ходатайству о призна­нии должника банкротом; образовании комитета кредиторов; определении требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего; определении саморегулируемой организации; выборе реестродержателя.

 

                                    5. Финансовое оздоровление

     Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

   Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления, график погашения задолженности и требования к кандидатуре административного управляющего.

    Одновременно с введением финансового оздоровления арбит­ражным судом утверждается административный управляющий. Ут­верждение административного управляющего не означает отстра­нение от управления руководителя организации. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвер­жденный судом график погашения задолженности.

   Важным документом по регулированию процедуры финансово­го оздоровления организации является план финансового оздоров­ления организации. Получаемые по плану финансового оздоровления де­нежные средства будут использованы для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе проведения данной процедуры банкротства.

    Административный управляющий в ходе финансового оздоров­ления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрание кредиторов; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового
оздоровления и графика погашения задолженности и докла­дывать собранию кредиторов; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой
перечисления денежных средств на погашение требований
кредиторов. Имеет право: согласовывать сделки и решения должника и представлять ин­формацию кредиторам об этих сделках и решениях; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об устранении
руководителя должника, если он не принимает действенных
мер по восстановлению платежеспособности организации; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений.

Информация о работе Меры, применяемые к предприятиям-банкротам