Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление эффективных методов преодоления конфликтных ситуаций в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния.
Задачи:
- выявить специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций;
- разработать стратегию предотвращения и разрешения конфликтов;
-определить эффективные методы преодоления конфликтов в организации.
Объект курсовой работы: конфликты в организации.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
1.1 Конфликт: понятие, сущность, структура......................................................5
1.2 Классификация конфликтов………………………………………………...13
1.3 Причины возникновения конфликтов в организации……………………..15
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1Стратегия преодоления и разрешения конфликтов………………………..20
2.2 Методика разрешения конфликтных ситуаций………………….….…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..…………......................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………
В данной главе мы определили стратегию и эффективные методы преодоления конфликтов в организации. Мы узнали общие стадии развития конфликта, пять основных стратегий выхода из конфликта, способы предупреждения и методы разрешения конфликтов. Также мы изучили типы конфликтных личностей. Правильно выбрать эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, позволяет не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были решены следующие задачи:
- выявить специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций;
- разработать стратегию предотвращения и разрешения конфликтов;
-определить эффективные методы преодоления конфликтов в организации.
В первой главе мы изучили специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций. Мы узнали что такое конфликт, его сущность и структуру. Выделили пять уровней конфликтов в организации. Так же изучили классификацию конфликтов и причины их возникновения в организации. Для любого руководителя очень важно обладать знаниями о конфликтах, для построения собственной стратегии по преодолению конфликтных ситуаций в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния.
Во второй главе мы определили стратегию и эффективные методы преодоления конфликтов в организации. Мы узнали общие стадии развития конфликта, пять основных стратегий выхода из конфликта, способы предупреждения и методы разрешения конфликтов. Также мы изучили типы конфликтных личностей.
По проведенному анализу в первую очередь можно отметить, что без конфликтов организация не может существовать. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. Конфликт также ставит сотрудников перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем. Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Самое главное для руководителя, как можно раньше проявить интерес к данной науки и проблемам предприятия в этой области. Начальник должен обладать максимальной информацией о своем отделе. Проверять, насколько справедливо распределены нагрузки, обязанности и вознаграждения. Стараться максимально четко и конкретно отвечать на вопросы подчиненных о рабочем процессе, целях и задачах. Конфликты на работе чаще всего разгораются там, где есть недопонимание и неопределенность.
Научиться правильно выбирать эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, позволяет не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей. . Грамотное управление конфликтами дает руководителю возможность повысить производительность труда и повысить качество производимых товаров, за счет удовлетворения физиологических и эмоциональных потребностей рабочих, снижения их психологической нагрузки, соответственно, снижение смены кадров, а также за счет сплочения коллектива, которое приводит к удовлетворению в потребностях связи и общения.
Руководитель должен не избегать конфликтов, а управлять ими. Худшее, что он может сделать, запретить подчиненным ссориться. Поступив так, он рискует потерять контроль над коллективом, потому что сотрудники начнут скрывать свои раздоры. Руководитель потеряет ориентацию и выпустит нити управления из своих рук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я. Кофликтология./А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – М.: ЮНИТИ, 2000. – 552c
2. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие./ Е.В. Буртовая – М.,2002. – 509c
3. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е издание./ О.С. Виханский , А.И. Наумов - М.: Экономистъ, 2004. – 670c
4. Вэттен Д.А. Развитие навыков менеджмента. /Д.А. Вэттен, К.С. Камерон – Спб.: Издательский дом «Нева», 2004. – 672c
5. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта. /Ф. Глазл – Калуга, 2002. – 516c
6. Гришина Н.В. Психология конфликта /Н.В. Гришина – СПб., 2000. – 448c
7. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности. /Т.В. Грызунова – М.: Изд-во РАУ, 2001. – 480с
8.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования./Р. Дарендорф – 1999. – 420с
9. Дена Д. Преодоление разногласий / Д. Дена – СПб.,1998 – 354с
10. Дмитриев А. В. Введение в общую теорию конфликта. Юридическая конфликтология - ч. 1./ А.В. Дмитриев, В. Кудрявцев ,С. Кудрявцев – М., 2000. – 320с
11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. /С .М. Емельянов –
СПб.,2001 – 400c
12.Желтухин А. Социологическая концепция конфликта. Социологические исследования./А. Желтухин – М., 1999. – 385с
13. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. / Д.П. Зеркин – Ростов-на–Дону: Феникс, 1999. – 480с
14 . Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда: учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. - М.: Экзамен, 2003. – 478c
15. Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - N 2. - С. 136-150
16. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия/Е. Комаров – Управление персоналом. №11 2000. – С.66-72
17. Коузер Л. Основы конфликтологии. / Л. Коузер - СПб.: Светлячок,1999 – 588с
18. Леонгард К. Акцентуированные личности. /К. Леонгард – Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. – 507с
19. Личневский Э.Э Контакты и конфликты. / Э.Э. Личневский – М., 2000 – 456с
20. Морозов А.В. Деловая психология. / А.В. Морозов – СПб., 2000 – 546с
21. Ракитянский Н.М. Практическая конфликтология. Психология для руководителя. / Н.М. Ракитянский – 10 октября 2009.
22. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. / Э.А. Уткин – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000. – 272с
23. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения / Р.А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2006. – 343 с
24. Шамкалов Ф.И. Американский менеджмент. / Ф.И. Шамкалов – М.: Наука, 2000. – 403с
25.Шипилов А.И. Конфликты можно предупредить. Кадры предприятия. /А.И. Шипилов – 2002. – 460с
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сравнение пяти возможных подходов при управлении конфликтами
Подход |
Цель |
Точка зрения |
Обоснование |
Возможные последствия |
Конкуренция |
Настоять на своем |
«Я знаю, что делать. Никаких вопросов по поводу моих прав и авторитета» |
Лучше пережить несколько неприятных минут, чем отказаться от своей точки зрения. |
Вы смогли отстоять свою точку зрения, но при этом унизили или оскорбили своих оппонентов. |
Уклонение |
Избежать конфликта |
«У меня нет позиции по этому вопросу». «Дайте мне подумать». «Это не моя проблема» |
Любая конфронтация негативна, поскольку она порождает напряжение. |
Межличностные проблемы не находят разрешения, что приводит к долгосрочной фрустрации, которая может проявляться по-разному. |
Компромисс |
Как можно быстрее прийти к соглашению |
«Давайте быстрее найдем решение, которое позволило бы нам спокойно вернуться к работе» |
Продолжающиеся конфликты отвлекают людей от работы и порождают в них негативные чувства. |
Конфликтующие стороны находят допустимые, но далеко не самые эффективные решения |
Приспособление |
Не расстраивать другую сторону |
«Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» «Моя позиция не настолько значима, чтобы я жертвовал ради нее своими добрыми отношениями с вами» |
Нашим основным приоритетом должно стать поддержание гармоничных отношений. |
Другая сторона, скорее всего, получит преимущества за ваш счет. |
Сотрудничество |
Решить проблему совместными усилиями |
«Моя позиция такова. Как вы относитесь к этой проблеме?» «Мне хотелось бы придти к наилучшему из возможных решений». |
Позиции обеих сторон одинаково важны (пусть и не одинаково ценны). Последствиям и честности процесса принятия решения должно уделяться одинаковое внимание. |
Проблема, скорее всего, будет разрешена. Найденное совместными усилиями решение будет устраивать обе стороны, потому что все было справедливо. |
Информация о работе Методика разрешения конфликтных ситуаций