Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 07:39, доклад

Краткое описание

Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и т.д. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………4
2. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ…………………8
2.1 Структура системы менеджмента организации…………….……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

Необходимо заметить, что  существует значительное количество видов  управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором  бифуркационных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами. Противостоящие по противоположным качествам дихотомические виды управления:

Видовая классификация управления

Признак классификации

Виды управления

Источник управленческого воздействия

Централизованное, децентрализованное

Адаптивность (приспособляемость)

Адаптивное, консервативное

Временной фактор

Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношению к объекту

Внешнее, внутреннее

Подготовленность управленческого персонала

Персонификация управления

Персонифицированное, неперсони - фицированное

Компетентность управления

Компетентное, некомпетентное

Управленческие воздействия

Непосредственное, опосредованное

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Следует вспомнить, что система - это совокупность элементов, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:

- целостности свойств  системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

- структурности;

- взаимозависимости структуры и среды;

- иерархичности;

- множественности описания каждой системы.

Система управления современной  организацией (предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:

• обладать высокой гибкостью;

• быть адекватной сложной  технологии производства, требующей  соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;

• оперативно реагировать  на изменения факторов внешней и  внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;

• учитывать конкуренцию  на соответствующем рынке товаров (услуг);

• способствовать развитию организации;

• обеспечивать внедрение  достижений науки и передовой практики;

• обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировались (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались  контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

Непременным элементом любой  системы управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т.д.

Прямая связь - это воздействие  субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д.

Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование  обратной связи означает, что результат  функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. Как правило, обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

Приведенные прямые и обратные связи относят к вертикальным. Кроме них существуют также горизонтальные связи, позволяющие реализовать неформальные отношения, способствующие передаче знаний и навыков, обеспечивающие координацию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных перед ней целей.

Систему управления можно  представить в общем, элементарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и  управляемой (объекта управления), а  также прямых и обратных связей между ними.

Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:

управленческая идеология  и ценностная ориентация системы управления;

интересы и поведенческие  нормы участников процесса управления;

информация и коммуникации в системе управления.

Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных  идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.

Данная подсистема может  быть разделена на две части: первая - ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и  развитие, вторая - обеспечивает ее развитие.

В нашем представлении  система управления (менеджмента) современной  предпринимательской организации  должна включать пять подсистем:

- обеспечивающую;

- целевую;

- производственную;

- развития;

- сбытовую (рыночную).

 

2.1 Структура системы менеджмента организации

В представлении профессора Р.А. Фатхутдинова система менеджмента организации включает четыре подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

При этом компонентами целевой  подсистемы системы менеджмента  организации являются: повышение  качества выпускаемых товаров и  услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое  развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды. Обеспечивающая подсистема системы  менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное  обеспечение, информационное обеспечение  и правовое обеспечение. Функциональная подсистема включает следующие компоненты: маркетинг, планирование, организацию  процессов, учет и контроль, мотивацию  и регулирование. Управляющая подсистема системы менеджмента организации  включает: управление персоналом, социологию и психологию менеджмента, разработку и реализацию управленческих решений, анализ в принятии решений, прогнозирование  в принятии решений.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обособление менеджмента  из общих функций работы организации  приводит к возникновению "управленческой услуги", концентрирующей свое внимание на решении конкретной управленческой проблемы с полным технико-экономическим  обоснованием.

Существенной проблемой  современной системы управления является нехватка квалифицированных  менеджеров, так как, помимо хозяйственных  навыков, необходимо принимать решения  в условиях неопределенности, сопровождающихся значительными рисками и ответственностью. Оценка деятельности менеджера осуществляется с помощью критериев результативности и эффективности. По мнению Питера Друккера, результативность - это создание правильных вещей, тогда как эффективность - это правильное создание этих вещей. Данные показатели необходимы для предварительной оценки существующих положений о менеджменте на базе трактовки понятия "управление" как трудовой деятельности и системы отношений, воплощаемой в процессе этой деятельности.

Менеджмент рассматривается  как управленческое воздействие  и взаимодействие, объектом которых  являются человек и его трудовая деятельность, в результате которой  происходят изменение ее характеристик  и создание конечного результата. Объектом управления становится взаимодействие между управляющей и управляемой  частями предприятия, их элементами, а также все виды взаимодействия с внешней средой. Таким образом, взаимодействие оказывает влияние  на условия трудовой деятельности, а через них - на саму деятельность и ее результат. Управляющее воздействие  и взаимодействие преобразуют производственную трудовую деятельность и влекут за собой результаты, адекватные качеству и эффективности управления. Уровень  качества и эффективности зависит  от механизмов и форм реализации управляющего воздействия и взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
  2. Семенов А. К, Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: ИТК "Дашков и К0", 2003.
  3. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.Н. Ушвицского. - 2-е изд., доп. - М., 2005.
  4. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Т. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
  5. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел - Синтез", 1997.
  6. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А. Н, Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

 


Информация о работе Методологические основы менеджмента