Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:41, курсовая работа
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков.
Введение……………………………………………………………………......3
Методологические основы управления персоналом организации….....6
Концепция управления персоналом………………………………….6
Состав и структура персонала предприятия………………………...9
Методы управления персоналом………………………………….....12
Подбор персонала………………………………………………………...14
Проведение собеседований при приеме на работу………………..17
Цели и этапы адаптации……………………………………………...18
Оценка персонала……………………………………………………..20
Развитие и профессиональное обучение персонала………………..23
Корпоративная культура……………………………………………..25
Мотивация персонала……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………....31
Список использованной литературы…………………………………
Кроме того, работников промышленно - производственной категории предусмотрено подразделять на:
В последние годы все большее распространение получила практика в зависимости от выполняемых функций подразделять персонал предприятия на три основные категории:
Руководители, или управляющие (менеджеры), распоряжаются ресурсами предприятия, принимают решения об их использовании, разрабатывают стратегию и тактику развития предприятия, обеспечивают осуществление стратегических планов.
К руководителям высшего звена или высшим управляющим в большинстве случаев относятся председатель совета директоров, президент фирмы, члены совета директоров и другие категории менеджеров, определяющие общую политику и стратегию развития организации.
В категорию управляющих среднего звена включаются директора заводов и фирм, их заместители и другие.
К низовому звену управления относятся руководители цехов производственных участков, начальники отделов.
Руководители всех звеньев управления осуществляют в пределах своих полномочий подбор и расстановку персонала, координацию деятельности отдельных работников или подразделений, контроль и регулирование хода производства и др.
Категория специалистов объединяет в своем составе работников научных, проектных, технологических, экономических и других служб предприятия, осуществляющих разработку и освоение новых видов продукции, совершенствование форм и методов организации производства, создание технических и экономических нормативов, выполнение проектных расчетов, сбор и передачу информации.
Исполнители осуществляют своими силами выполнение основных производственных целей и принятых руководителями решений, они принимают непосредственное участие в реализации всех инновационных проектов предприятия или организации производства товаров и услуг, продажи готовой продукции. К непосредственным исполнителям можно отнести основных и вспомогательных рабочих.
В зависимости от выполняемой роли в процессе управления и возлагаемых на персонал должностных обязанностей в составе управленческих кадров также принято выделять персонал:
Административный персонал осуществляет важнейшие управленческие функции, решает основные вопросы развития производства.
Специальный персонал
участвует в подготовке
экономических расчетов, а затем - в реализации принятой стратегии и тактики развития предприятия с учетом рыночных требований. Вспомогательный персонал выполняет различные технические функции по информационному обслуживанию управленческих органов: сбор, обработка, хранение и передача информации.
В составе руководителей выделяются отдельные категории по уровню управления:
Кроме того, по своим полномочиям руководителей можно подразделить на:
Если орган или звено
управления выполняет все
Если возглавляемая
отдельным руководителем
заняты выполнением только одной из функций управления, например планированием производства, организации труда и заработной платы, контроля качества продукции, то такие руководители считаются функциональными. /3/
1.3 Методы и стили управления персоналом
Под методами управления обычно понимается совокупность принципов, способов, приемов и действий, способствующих осуществлению основных функций менеджмента на производстве. В широком понимании всякий метод - это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения существующей действительности.
По способу воздействия руководителя на свой персонал все методы управления обычно подразделяются на три основные группы: административные, экономические и социальные.
Административные методы управления характеризуются непосредственным воздействием управляющей системы на управляемый объект. Применяемые приемы воздействия могут быть прямыми и косвенными. К числу административных методов управления могут быть отнесены нормативно - правовые и организационно - распорядительные.
Экономические методы управления основаны на взаимодействии личных, групповых и корпоративных мотивов и интересов работников и их прямой зависимости от общих производственных результатов.
Социальные методы управления представляет собой совокупность средств социального и психологического воздействия на персонал предприятия для достижения требуемых экономических результатов. Они учитывают социальные потребности и мотивы работников предприятия, психологические основы формирования рабочих групп персонала, а также мотивы личного и группового взаимодействия работников в трудовой деятельности.
Демократический или коллегиальный стиль руководства предполагает предоставление персоналу определенной степени самостоятельности, соразмерной профессиональной квалификации и выполняемым функциям, принимаемой на себя ответственности и исполнительской дисциплины.
Авторитарный или
Либеральный стиль управления отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за те или иные управленческие решения, особенно связанные с определенным риском. /2/
2. Подбор персонала
На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, отдел управления персоналом определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий - детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и, собственно прием на работу.
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. Традиционно в основе этого процесса лежит подготовка должностной инструкции, т. е. документа описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. Должностная инструкция подготавливается отделом управления персоналом совместно с руководителем подразделения, в котором существует вакантная должность. Также в процессе подбора кандидатов используют:
Определив требования к кандидату (в форме должностной инструкции, квалификационной карты, карты компетенции или другого документа), отдел управления персоналом может приступить к реализации следующего этапа - привлечению кандидатов, основная задача которого - создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Главными ограничителями на данном этапе выступают бюджет, который организация может израсходовать, и человеческие ресурсы, которыми она располагает для последующего отбора кандидатов.
Для привлечения кандидатов организация может использовать ряд методов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:
Подбор кандидатов является
основой для следующего этапа - отбора
будущих сотрудников
Первичный отбор начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности.
Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии, культуры компании и относительной важности данной должности для организации. Наиболее распространенными в настоящее время методами являются: анализ анкет, тестирование, экспертиза почерка./7/
2.1 Проведение собеседований при приеме на работу
В ходе собеседования представитель организации пытается составить собственное мнение по двум основным вопросам:
Виды собеседований:
Типы собеседований. Существует несколько классификаций собеседований по отбору персонала, одной из наиболее распространенных является следующие:
Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта.
В ходе ситуационного собеседования кандидату предлагается решить одну или несколько проблем (практических ситуаций). В качестве таковых часто используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью кандидата.
Критериальное собеседования представляет собой интервью, во время
которого кандидату задаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации (связанной с будущей профессиональной деятельностью), а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выработанных критериев.
Стадии собеседования по отбору на работу:
2.2 Цели и этапы адаптации
Адаптация — процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Информация о работе Методологические основы управления персоналом организации